Фото: westsib.ru

По исследованиям компании Intescо Research Group, российский рынок сахаристых кондитерских изделий в 2010 г. показал уверенный рост. По сравнению с 2009 г. его объем возрос на 4,1%. Если в 2009 г. объем произведенной продукции составлял 1 543 909 т, то в 2010 г. — 1 606 664 т, что на 62 775 т больше. Отрасли удалось сохранить положительную динамику роста даже в кризисный период. Рассказывает «Экономика и жизнь» (№28 за 2011 год).

На сегодняшний день общий объем выпускаемых кондитерских изделий в России, по данным Росстата, — 2 887 000 т в год. В отрасли работают 89 500 россиян, средняя зарплата — 24 000 руб.

На рынок сахаристых кондитерских изделий приходится более 53% кондитерского рынка. Самая большая категория в «сладком» рынке — конфеты в шоколадной и шоколадно-молочной глазури. К рынку сахаристых изделий относятся также шоколад, карамель, ирис, драже, мармелад, пастила, жевательная резинка, основным рецептурным компонентом которых является сахар и/или его заменители, подсластители.

С 2006 по 2010 г. в стране возросло потребление кондитерской продукции. В 2006 г. на душу населения приходилось 9,5 кг сахаристых кондитерских изделий, в 2009 г. — 10,9 кг. Львиная доля на рынке принадлежит российскому производителю. В 2007 г. доля импортной продукции составляла 22,2% российского рынка. К 2009 г. она уменьшилась на 4% — до 18,3%. Согласно исследованиям компании All-market.info, в 2010 г. высокими темпами рос объем производства в Новгородской (250%), Калининградской и Свердловской (по 162%), Рязанской и Ростовской областях (159 и 158% соответственно). Значительная часть предприятий расположена в Москве, Московской, Липецкой, Белгородской, Владимирской и Самарской областях. Совокупная доля этих шести регионов составляет 51%. По мнению директора по развитию кондитерской фабрики «Самарский кондитер» Ольги Евдокимовой, потребительский спрос на рынке шоколада и шоколадных изделий во многом определяется патриотизмом покупателей. Она считает, что в любом регионе лучше покупается продукция местного производителя. «Самарский кондитер», например, пытался продавать в Москве и Санкт-Петербурге конфеты под названием «Самарская изюминка». Однако производители были разочарованы результатами продаж. Следуя советам маркетологов, дирекция фабрики убрала из названия слово «Самарская», и товар стал лучше продаваться.

Аппетит победил кризис

Сокращение объемов экспорта в 2009 г., составившее в стоимостном и натуральном выражении 18 и 6% соответственно, также удалось преодолеть. По оценкам специалистов компании Intesco Research Group, в 2010 г. экспорт сахаристой кондитерской продукции увеличился на 8%. Шоколад и шоколадная продукция занимают 73% объема экспортной продукции, около 20% продукции приходится на кондитерские изделия из сахара, не содержащие какао, немногим меньше 6% — фруктовые желе, мармелады и пасты. По данным ФТС России, три основные страны, потребляющие российский шоколад и шоколадные изделия, — Казахстан (26%), Украина (22%), Азербайджан (13%). Российских кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, больше всего покупают в Азербайджане — 24%, Казахстане — 22 и Украине — 9%. Джем, фруктовое желе и пасту из России любят в Казахстане — 49%, Монголии — 10 и Туркмении — 6%.

Сейчас рынок развивается под влиянием факторов, определивших развитие отрасли в 2006—2008 гг. Постоянно меняющиеся вкусовые пристрастия потребителей, а также обострившаяся конкурентная борьба между основными шестью компаниями, занимающими три четверти рынка шоколадных плиток и карамели, требуют модернизации производства и повышения производительности труда.

Главные факторы, влияющие на поведение производителей, — постепенное насыщение рынка шоколадных изделий и продукции из сахара. Проводимые исследования показывают, что уровень личного потребления сахаристых кондитерских изделий в России приближается к максимальному. Изменить ситуацию могут маркетинговые и рекламные мероприятия. Например, в 1996 г. японские крупнейшие производители кондитерских сахаристых изделий провели согласованную маркетинговую кампанию, направленную на повышение потребления этого продукта в стране. В результате, по данным Международной организации по какао, потребление сладостей в Японии в 1997 г. увеличилось на 27% по сравнению с 1996 г. Вложенные средства со стороны производителей составили небольшую долю от оборота.

Премии — на конфеты

Небольшой, но стабильный рост доходов российских граждан оказывает на рынок существенное влияние. Материальное положение улучшается, и, как следствие, возрастают требования к продуктам. Потребители все чаще отдают предпочтение товару, ориентируясь на упаковку и торговую марку. По данным исследовательской группы ACNielsen, продукция сегмента класса «люкс» в ценовой категории от 501 руб. за килограмм постепенно вытесняет товары экономкласса стоимостью до 300 руб. за килограмм. На рынке наблюдается тенденция к увеличению доли продукции премиум-класса. Недорогие «бюджетные» марки постепенно вытесняются «среднеценовыми», «премиум» и «люкс». Многие предприятия перепрофилируются на выпуск более дорогой продукции или в качестве дополнения к постоянному ассортименту налаживают линии по выпуску более качественных и дорогих торговых марок. В то же время нельзя не отметить интерес потребителя к изделиям со сложной оригинальной рецептурой.

Сегодня потребительские вкусы формируются под влиянием СМИ и Интернета. Благодаря глянцевым и кулинарным изданиям наиболее популярные зарубежные десерты быстро становятся известными и в России. Это заставляет производителей, стремящихся удержать позиции на рынке, регулярно обновлять линейку производимых товаров.

Вкусовые предпочтения региональных потребителей мало чем отличаются от столичных, хотя смещение вкусов потребителей к более высокому классу продукции в провинции происходит медленнее, чем в столице. Это определяется прежде всего более низкими доходами населения. Многое зависит он наличия кондитерских фабрик в регионах. В связи с пропагандой здорового образа жизни в линейке любого крупного производителя имеются полезные, диетические, низкокалорийные товары. В каждой категории рынка сахаристых кондитерских изделий присутствуют витаминизированные продукты.

По данным компании Intesco Research Group, на российском рынке увеличивается доля кондитерских изделий, выпускаемых в упаковке. Это обусловлено глобализацией рынка производства пищевых продуктов, возникновением отчетливо узнаваемых брендов (упаковка содержит логотип и выполняется в некоем корпоративном стиле), развитием торговых сетей, снижением роли неорганизованной розницы (желательно, чтобы вся продукция была упакована), снижением рождаемости и возможностью многих молодых людей жить отдельно от родителей, что приводит к уменьшению количества членов семей (уменьшаются порции, в групповой упаковке малые порции имеют упаковку индивидуальную), усилением конкуренции (попытки снизить толщину упаковки, заменить дорогие материалы более дешевыми; демонстрация продукции с помощью прозрачных «окошек» в коробках), расслоением общества, сегментацией пищевых продуктов (цена упаковки в наиболее дорогом рыночном сегменте не имеет особого значения и несет представительскую функцию, но в недорогом сегменте может быть определяющей).

Цены становятся невкусными

Еще в ноябре 2010 г. представители аналитической компании Discovery Research Group пре¬дупреждали, что из-за сокращения объемов поставок сырья из Ганы и Кот-д’Ивуара шоколад может подорожать. На долю этих стран приходится более 55% мирового производства продукта. В 2008 г. цены на какао-бобы резко подскочили, и стоимость российского шоколада возросла на 25% на фоне подорожания сырья на 76% (2675 долл. за тонну) из-за напряженной ситуации в Кот-д'Ивуаре.

На днях на Нью-Йоркской бирже за 1 т какао-бобов давали 3000 долл. Но французы навели порядок в бывшей Республике Берег Cлоновой Кости. Налаживаются поставки бобов из Ганы.

Аналитик УК «Финам Менедж¬мент» Максим Клягин считает, что рост сырьевых цен отражается на стоимости конечной продукции с определенным лагом. По итогам года вероятен рост на уровне 10—15%.

Несмотря на внешнее спокойствие в отрасли, к 2010 г. обострилось противостояние компаний в отдельных сегментах: украинские производители за счет более низкой себестоимости продукции пытаются вытеснить с отечественного рынка российских. Кондитерские гиганты осваивают выпуск и продвижение изделий категории «премиум» и «суперпремиум», а небольшие, занимавшиеся этим прежде, вынуждены бороться за место под солнцем.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.