Одноразовая посуда в Украине появилась еще в 90Dх годах ХХ века. Этот бизнес возник в годы.
первичного накопления капитала, но в отличие от схем добывания денег из воздуха, стал одним из первых примеров цивилизованного предпринимательства. Рентабельность производства одноразовой посуды тогда оценивалась в 40–60%. Рыночные условия изменили не только рынок, но и темп жизни крупных мегаполисов. Фастфуды стали признаком тех времен. Даже квас сегодня разливают в одноразовые стаканчики — кто захочет мыть стеклянную посуду?
С 2002 года можно смело говорить о том, что «дикие времена» на рынке одноразовой посуды закончились. Рынок приблизился к насыщению, и это стало толчком к его качественному преобразованию. «Однодневные» компании ушли со сцены, а крупные производители всерьез задумались о привлекательности своей продукции. Сегодня недостаточно выпустить прозрачный одноразовый стаканчик — его нужно продать. Чем ярче, чем интереснее и новее продукт, тем скорее на него обратят внимание. Это уже осознали производители санитарно-гигиенических изделий и начали понимать производители одноразовой посуды.
Инновации сегодня превратились в мощный элемент маркетинга. Так, коммерческий директор компании «Стирол Пак» Александр Денчик утверждает, что потребитель много внимания уделяет ассортименту продукции, но на первый план выходит качество. Украинская продукция сегодня может конкурировать с импортной по всем параметрам. Сложности возникают только с «серым импортом» (проще говоря, контрабандой). Основным потребителем одноразовой посуды стал среднестатистический потребитель. Роль фастфудов как крупных «пожирателей стаканчиков и тарелок» с каждым годом снижается. Любой спонтанный корпоративный праздник, выезд на природу, на пикник не обходится без одноразовой посуды.
Особенно большие всплески потребления специалисты отмечают в праздничные дни. Зима до последнего времени считалась «мертвым сезоном», но в 2007–2008 годах спад был не очень заметным.
Выход на рынок новых производителей сегодня возможен. Его никто и ничто не сдерживает. При наличии достаточного количества средств, налаженных поставках сырья и каналах сбыта продукции можно выйти на этот рынок. Главная проблема со сбытом продукции на сегодняшний день — ее безликость. Большая часть одноразовой посуды продается без узнаваемого логотипа, без обозначения торговой марки. А найти производителя можно только на обратной стороне упаковки.
Позиционируйся или умри
Новые производители выводят свою продукцию на прилавки так, будто стесняются. А продукция эта зачастую имеет приличное качество и презентабельный внешний вид. Но это можно увидеть только купив ее. Наш совет для всех новых производителей — постарайтесь найти дифференциирующую идею, займитесь маркетингом. Без этого не только простым покупателям, но и аналитикам на рынке будет сложно отличить вас друг от друга.
Пластиковая посуда производится либо из полистирола (температура до +70°С, маркировка PS), либо из полипропилена (до +110°С; РР). Посуда из полистирола более хрупкая. Основное назначение — для подачи холодных закусок и холодных напитков. Для горячих напитков подойдет посуда из полипропилена. Независимо от температуры продуктов, ее можно держать в руках. Кроме того, она более прочная и подходит для приготовления пищи в микроволновой печи. Пластиковой посуду и упаковку производят одним из двух методов: литье или формование. Последний обеспечивает более высокую производительность (линия может выпускать 400–500 млн. стаканчиков в год), он применяется для выпуска самой массовой, недорогой продукции, Литье — более медленный процесс. Этот метод используется для выпуска продукции с толстыми стенками (столовых приборов) и посуды премиум$класса (бокалы, фужеры).
Оценить объем рынка — задача крайне сложная. Компании по-раз ному оценивают свои объемы производства: кто в тоннах, кто в миллионах штук.
Мы не спорим: каждый самостоятельно решает, в каких единицах считать цыплят — по головам или по количеству лап. И все же, это лишает нас возможности привести данные к единым показателям.
Все, что можно сказать о современных производителях одноразовой посуды, так это то, что крупные производители производят по 10–15 млн. изделий в год, мелкие — в 2–3 раза меньше. Более или менее солидных производителей можно пересчитать на руках. Так, бесспорными лидерами в этой отрасли являются компании «Стирол Пак», «Южное сияние», «ДнепроАзот», «Тефлон». Коммерческий директор компании «Стирол Пак» Александр Денчик подтвердил, что основным потребителем одноразовой посуды сегодня являются уже не фаст-фуды.
Потребители начали ценить качество продукции, ее удобность в использовании, ассортимент, а также обращает внимание на цветовую гамму. На рынке увеличился ассортимент посуды по видам и емкости. Украинские производители были защищены от легальных импортеров таможенными ставками (в связи с вступлением страны в ВТО об этом можно будет забыть). Мешал развитию украинского производства нелегальный импорт — такая продукция продавалась по более низким ценам.
С каждым годом на рынок выходят новые производители. Многие из них остаются в тени (мы уже писали о проблеме с позиционированием продукции), а многие довольствуются местом на прилавках мелких торговых сетей. Солидная сеть не всегда согласится реализовывать новый продукт без достаточной мотивации.
Каждый из производителей, с которыми нам довелось общаться, работает через дилеров. Самостоятельно развивать сбыт — не в их традициях. Некоторые даже не могут точно определить, кто превалирует в числе их потребителей — фаст-фуды или рядовые покупатели. Все это позволяет нам говорить о том, что рынок одноразовой посуды уже пережил зачаточный этап, но «повзрослеть» еще не успел. До тех пор пока пластиковый стаканчик не будет узнаваем и позиционировать под конкретным брендом, возможности сбыта продукции будут зависеть от отношений производителя с торговыми сетями. Этот подход — недолговечен.
В конечном итоге победит в борьбе за покупателя тот производитель, который будет известен, предложит максимальный ассортимент продукции и убедит покупателя в надежности и безопасности товара.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail