Норвегия – индустриально-аграрная страна с высоким удельным весом в экономике энергоемких отраслей промышленности. Она располагает большими запасами гидроэнергии, леса, месторождениями железа, меди и других полезных ископаемых. Несмотря на это, вопросы обращения с отходами занимают не последнее место в отраслевой политике этого государства.

Рост потребления приводит к увеличению количества отходов

С 1974 по 1999 г. количество бытовых отходов в Норвегии выросло на 80 %, с 174 кг до 314 кг в год. Основной движущей силой накопления большого количества отходов явился экономический рост страны, который привел к увеличению производства и потребления. В 1990-х годах произошел и резкий скачок количества перерабатываемых отходов (бумага, пластмасса, металл). При этом не обошлось и без возникновения ряда экологических проблем: выбросов парниковых (свалочных) газов, увеличение количества дымовых газов, содержащих опасные токсичные вещества, соли тяжелых металлов и другие вредные для окружающей среды химические вещества.

Размещение отходов на полигонах приводит к выделению метана – одного из парниковых газов и одного из опасных химических веществ, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Метан, выделяемый отходами при полигонном захоронении, составляет примерно 7 % от общего объема парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу, в Норвегии.

Сжигание отходов приводит к выбросам дымовых газов из труб МСЗ. Согласно подсчетам, в 1999 г. на долю мусоросжигательных заводов приходилось 4 % от зарегистрированного в Норвегии суммарного выброса в атмосферу кадмия, 10 % – от выброса ртути и 4 % – от выброса свинца.

Количество утилизируемых отходов увеличивается

Доля переработанных бытовых отходов (в качестве вторичных ресурсов) возросла с 9 % в 1992 г. до 45 % в 2001 г., что привело к уменьшению количества отходов, размещаемых на свалках и (или) подвергаемых сжиганию, несмотря на рост общего количества ТБО. Объемы промышленных отходов за несколько последних лет также были до некоторой степени уменьшены, что произошло главным образом в результате оптимизации производственных процессов.

Ежегодно в общей сложности в Норвегии образуется 7,9 млн т промышленных и бытовых отходов и 0,63 млн т опасных отходов. В 2000 г. около 40 % всех промышленных и бытовых отходов были использованы либо в качестве энергетических ресурсов, либо в качестве вторичных материальных ресурсов. Оставшиеся 60 % были переданы предприятиям, занятым в сфере конечного размещения отходов: для захоронения на полигонах или сжигания без получения энергии.

Регулирование управления отходами

Управление отходами в Норвегии регулируется различными способами. Существует регулятивное взаимодействие между центральным и местными уровнями. Центральные государственные органы управления создают общую базу, оставляя муниципалитетам и производственной сфере относительную свободу действий при создании «местных» технологий сбора и обработки отходов. Государственные органы используют ряд инструментов (например, законодательные акты, налоги, экономические стимулы), направленные на стимулирование деятельности муниципалитетов, бизнес-сообществ и промышленных предприятий к осуществлению деятельности в области обращения с отходами. По оценкам, эффективность использования этих инструментов будет расти и в дальнейшем. Новые мероприятия разрабатываются, главным образом, для того, чтобы развить и дополнить существующие.  

Опасные отходы

В 2003 г. в Норвегии образовалось 794 тыс. т опасных отходов, из которых более 90 % было передано на переработку, отвечающую принятым в стране нормам. Судьба оставшихся 100 тыс. т опасных отходов, которые не прошли надлежащей обработки, неизвестна. В это количество входило:

  • около 42 200 т отработавших нефтепродуктов и других нефтесодержащих отходов;
  • около 6 060 т отходов, содержащих полихлорбифенилы и образовавшихся при сносе сооружений;
  • около 48 630 т древесины, пропитанной токсичными химическими составами;
  • около 4 тыс. т других опасных отходов.

В 1990-х гг. в Норвегии значительно возросло количество опасных отходов, производимых оффшорными компаниями.  

Стимулирование правильного обращения с отходами

Для надлежащего обращения с опасными отходами используются различные меры, включая специальные предписания, инспекции, ревизии, схемы возврата, налоги, предоставление информации, а также системы, разработанные для отдельных отраслей промышленности.

Предписания

В рамках Закона о контроле над загрязнениями правительство Норвегии издало предписания, касающиеся опасных отходов. В них определены категории отходов, правила получения разрешений по управлению опасными отходами, обязательства по приему опасных отходов, обязанности муниципалитетов, инспектирование и аудит. Другие положения регулируют обращение с особыми видами опасных отходов (включая аккумуляторы, отработавшие нефтепродукты, нефтесодержащие воды, фотографические химикалии, амальгаму, полихлорбифенилы, хлорофторуглероды, бромированные антипирены, огнеопасные и взрывоопасные вещества), экспортно-импортные операции, а также связанные с этими отходами аспекты: химические вещества в целом, предостерегающие этикетки и деятельность, направленную на охрану здоровья человека, окружающей среды и соблюдение безопасности на предприятиях («внутренний контроль»).

Разрешения и лицензии

Обычно до того как организация начинает деятельность по обработке опасных отходов, она должна получить разрешение от компетентных органов, контролирующих загрязнение окружающей среды. Норвежское агентство по контролю над загрязнением окружающей среды выдает разрешения на сбор и обработку опасных отходов. Губернатор провинции выдает разрешения на прием и временное хранение опасных отходов. Эти разрешения детально определяют критерии, которые необходимо соблюдать для обеспечения надлежащего обращения с опасными отходами.

Контроль и инспекция

Органы контроля над загрязнениями окружающей среды осуществляют надзор во всей сфере обращения с опасными отходами.

Схемы для отдельных секторов экономики и налоговые сборы

При обращении с опасными отходами в отдельных секторах экономики используются различные схемы и налоговые сборы. Одна из схем предусматривает возврат денег в случае, если отработавшие нефтепродукты будут переданы для надлежащей переработки. Другая схема применяется в автомобильной отрасли при возврате свинцовых аккумуляторов или при возврате отработавших изоляционных окон, содержащих полихлорбифенилы.  

Мероприятия в области обращения с опасными отходами

Для двенадцати наиболее вредных видов опасных отходов (содержащих полихлорбифенилы, ртуть, бромированные антипирены и др., включенные в норвежский список веществ повышенной опасности) осуществляются специальные мероприятия, наиболее важными из которых являются:

  • обеспечение информацией всех заинтересованных лиц;
  • предотвращение образования вредных отходов;
  • усовершенствование принятых схем возврата отходов и рассмотрение необходимости введения новых схем;
  • контроль губернатором обращения с опасными отходами, содержащими вещества, включенными в норвежский список наиболее опасных веществ;
  • стимулирование выполнения муниципальных программ по обращению с отходами на общенациональной основе;
  • улучшение качества мероприятий по охране окружающей среды.

Влияние рынка на потоки отходов

Рыночные условия оказывают определенное влияние на трансграничное перемещение отходов. В разных странах различаются системы налогообложения и уровень других расходов. Эти различия относятся к тем факторам, которые побуждают производителей и муниципалитеты осуществлять экспорт отходы.

Для некоторых видов отходов появился отдельный рынок, на котором несколько компаний конкурируют за получение одного и того же типа отходов.

Обработка отходов рядом с источником образования

Норвегия обладает достаточными мощностями для обработки почти всех собственных отходов. Однако есть особые типы опасных отходов, специальные технологии переработки которых в Норвегии отсутствуют, что влечет за собой экспорт таких отходов. Политика Норвегии направлена на то, чтобы эти отходы экспортировать предпочтительно в соседние страны. Большинство отходов, которые экспортируются из Норвегии, используются соседними странами для производства энергии. Некоторые норвежские компании специализируются на обработке отходов определенного вида. Эти компании импортируют отходы со всей Европы.

Импорт и экспорт отходов

Образовавшиеся отходы не всегда обрабатываются или размещаются на местном уровне, иногда они экспортируются или даже импортируются. Для этого имеется ряд причин. Например, особый тип технологии обработки существует только в определенных странах или стоимость обработки в одной стране может быть выше, чем в другой. Отходы могут быть также привлекательным вторичным ресурсом, и отрасль по утилизации отходов часто заинтересована в покупке отходов за пределами национальных границ.

Импорт и экспорт отходов открывает более широкие возможности в области обращения с отходами, включая применение оптимальных режимов утилизации отходов и их использования в качестве вторичных ресурсов. Однако реализация подобного решения связана с большими транспортными и энергетическими издержками. При производстве продукции из вторичных ресурсов зачастую образуются «остаточные» отходы, которые при неправильном обращении могут привести к загрязнению окружающей среды.

Импорт и экспорт отходов, подлежащих регистрации, например, отходов, которые могут пересекать национальные границы только при наличии надлежащего разрешения, фиксируются официальной статистикой. Она базируется на годовых отчетах, направляемых в Норвежское агентство по контролю над загрязнениями.

Статистика показывает, что за последние несколько лет значительно возрос как импорт, так и экспорт упомянутых отходов. В 1998 г. норвежские предприятия экспортировали менее 50 тыс. т отходов, подлежащих регистрации. В 2003 г. общее количество экспортируемых отходов возросло до 222 700 т. Наибольшее количество отходов экспортируется в качестве вторичных энергоносителей. В 2003 г. около 90 % общего экспорта отходов составил вывоз отходов в Швецию и Данию.

С 1998 г. отмечается общий рост импорта отходов, подлежащих регистрации. В 2001 г. наблюдался пик импорта отходов – 625 тыс. т. В 2003 г. общее количество импортируемых отходов снизилось до 304 700 т, что объясняется рядом ограничений, введенных на импорт отходов, содержащих алюминий. Почти все отходы импортируются из других европейских стран. В 2003 г. более 90 % отходов было импортировано из Дании. Большинство импортируемых отходов составляет загрязненная почва, шлак и пепел.

Международное регулирование

В целях предотвращения загрязнений окружающей среды правительство Норвегии ввело контроль над экспортом и импортом отходов. Следует отметить, что международные правила разрешают государственным органам вводить запрет на импорт или экспорт отходов, которые могут негативно повлиять на окружающую среду.

Норвегия – участник международной кооперации по транспортированию отходов, реализуемой в рамках ООН, ОЭСР и Европейского экономического пространства. Поэтому она ввела предписания о трансграничном перемещении отходов, которые подразделяют отходы на разные списки (зеленый, желтый и красный) в зависимости от того, насколько они считаются опасными. Зеленый список включает различные типы неопасных отходов, которые могут перевозиться через государственные границы без специальных разрешений, если они направляются на переработку. В предписаниях также установлены различия между переработкой и конечным размещением (захоронением) отходов.

Агентство по контролю над загрязнением окружающей среды

Норвежское агентство по контролю над загрязнением окружающей среды – это организация, ответственная за выдачу разрешений на импорт и экспорт отходов в Норвегии. Обычно оно запрещает экспорт отходов, если в стране имеется собственное альтернативное решение в области переработки таких отходов. Подлежащие утилизации отходы рассматриваются как вторичные ресурсы. Агентство разрешает экспорт как неопасных, так и опасных отходов для утилизации в странах, входящих в ОЭСР.

Норвежское агентство по контролю над загрязнением окружающей среды проводит выборочные проверки на сухопутных границах и в крупных портах для обеспечения гарантии того, что отходы экспортируются и импортируются в соответствии с предписаниями.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.