Несмотря на то что большинство специалистов молочной отрасли уже очень подробно и хорошо изучили технический регламент на молоко и молочную продукцию, до сих пор существуют нарушения при ее маркировке. В статье представлены тезисы выступления на практической конференции «О законодательстве в области производства и оборота молочной продукции», (МПА 14–15 сентября 2009 г.), а также ответы на вопросы, поступившие автору от слушателей во время выступления.

Правила нанесения этикеток

Правила нанесения этикеток прописаны в ст. 37 Федерального закона № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – ФЗ-88): размер шрифта в наименовании продукции должен быть не менее 9,5 кегля, на потребительской таре меньше 100 мл (граммов) – не менее 8,5 кегля; наименование продукта должно размещаться на передней стороне упаковки полностью без разрыва, особенно это касается молокосодержащей продукции, допускаются листы-вкладыши. Информация на этикетку наносится в соответствии со ст. 36 ФЗ-88. В статье будут рассмотрены те пункты, по которым чаще всего возникают вопросы по той причине, что правоприменитель и контролирующие органы толкуют их по-разному (в некоторых случаях можно применять разные пункты ст. 36).

Подготовленные изменения, которые будут внесены в технический регламент, позволят снять разночтения, касающиеся ст. 36, и исключить возникающие правовые коллизии, которые зачастую приходится решать в суде (это, например, касается правил указания содержания сухого молока на этикетной надписи, правил написания наименований и состава продукта и т. д.). Обычно контролирующие органы не применяют положения ст. 37 в части запрета разрыва наименования, например, молока и сливок питьевых. Если изготовитель напишет слово «сливки» на передней стороне упаковки, а слово «питьевые» в составе полного наименования уже на боковой стороне (в случае, если это маленькая упаковка), то, как правило, контролеры не считают это нарушением. Но когда на одной стороне будет написано «мороженое», а на другой — «с растительным жиром», то в этом случае явно будет просматриваться введение потребите- ля в заблуждение и нарушение закона. В этой связи контроль молокосодержащих продуктов осуществляется более строго, поскольку сложилось так, что именно в этом сегменте в основном происходят нарушения. Поэтому именно для молокосодержащих продуктов следует соблюдать как можно более четко все требования закона. И, естественно, нельзя разрывать их наименования.

В соответствии с ч. 19 ст. 36 ФЗ-88 для молока и молочных продуктов (речь не идет о продуктах молокосодержащих) допускается разрыв наименования. Это касается сливок питьевых, молока для питания детей дошкольного и школьного возраста. Хотелось бы отметить, что про- грамма «Школьное молоко» рассчитана на детей, и когда на упаковке крупно написано длинное скучное название «Молоко для питания детей дошкольного и школьного возраста» — и все, то детям это вряд ли покажется привлекательным. Для такого рода продукции имеет смысл зарегистрировать специальный товарный знак для дан- ной позиции и использовать его на упаковке. Зарегистрированный товарный знак для данной продукции будет совершенно в рамках закона размещен на передней стороне этикетки, рядом с частью наименования, а вот уже полное наименование продукта шрифтом не менее 9,5 кегля — на другой стороне упаковки. Что касается листов‑вкладышей, то это относится к продукции небольших размеров, например сырам плавленым, а также к сыру. Головка сыра — это и есть потребительская тара. Кроме торговых предприятий, фасовка сыра может осуществляться на предприятии- изготовителя. В данном случае фасовка уже включена в технологический процесс и срок годности такого расфасованного продукта установлен и регламентирован в ТУ. Такая фасованная на заводе продукция, конечно же, должна быть с этикетной надписью в соответствии с ФЗ-88.

Маркировка групповой упаковки

Маркировка групповой упаковки должна осуществляться в соответствии с ч. 3 ст. 36 ФЗ-88. Что касается п. 4 ч. 3 и ч. 4, то по ним внесены изменения в ФЗ-88.

Наименования продукта

Наименования продукта не должны противоречить требованиям ст. 4. В соответствии с п. 15 ст. 36 допускается использование наименований с включением в них общетехнических понятий, не установленных в ст. 4. Можно использовать не только те наименования, которые включены в регламент. Но нельзя называть «сметаной» или «молоком» то, что ими не является. Совершенно легитимны такие понятия, как крем, мусс, паста, пудинг и др., на том основании, что это общетехнические понятия, используемые в русском языке. Кроме того, на основании ч. 14 ст. 36 регламентированы и такие понятия, как «кефирный продукт», «простоквашный напиток», «сметанный продукт» и др. Часто задают вопрос: считать ли законными наименования, которых нет в регламенте? Да, считать на том основании, что эти наименования не противоречат закону.

Еще один часто задаваемый вопрос: являются ли вареники и сырники предметом технического регламента на молоко и молочную продукцию. Нет, не являются. Это продукты кулинарные, требования к которым ФЗ-88 не устанавливает. Такие продукты сопровождаются сертификатами на соответствие СанПиН и ГОСТ 151074. Секретариат ТК 470 передал свои предложения в Минсельхоз РФ по внесению соответствующих изменений в классификатор продукции ОКП 005—93. Что касается фантазийных названий, то ограничений по ним для молочных продуктов не установлено. А вот для молокосодержащих продуктов нельзя использовать такие наименования, как «сметанка», «кефирчик». Со «сгущенкой» и «варенкой» проще — это процессы, которые применяются не только в молочной промышленности, и запрета на их использование в ФЗ-88 нет. Фантазийных же наименований продукции по ГОСТ Р вида технических условий быть не может. Если в ГОСТе такого наименования нет, то его не разрешается ставить на этикетку, там может находиться только зарегистрированный товарный знак. То есть если масло сливочное «Крестьянское», то оно может быть только «Крестьянское», а не, например, «Лужок», «Полюшко». У продуктов с другим названием должен быть и другой состав, например другая массовая доля жира.

Порядок слов

Что касается порядка слов, то в изменения к ФЗ-88 это вошло, и порядок слов не будет регламентирован как в наименовании продукции, так и в указании ингредиентов состава.

Обезжиренные продукты

Допускается к наименованию добавлять слово «обезжиренный » в продуктах, изготовленных из обезжиренного сырья. При этом массовую долю жира можно не ука- зывать. Если это относится к ГОСТам на кефир, ряженку и т. д., то уже сейчас разрешается писать «обезжиренный». При этом допускается не указывать массовую долю жира на передней стороне этикетки таких продуктов. Но если речь идет о твороге, то, несмотря на наименование «обезжиренный», в пищевой ценности следует все же указать то минимальное среднее значение, например «0,6 г жира в 100 г продукта», которое фактически остается в продукте, изготовленном на конкретном предприятии. Эта величина может варьировать от 0,1 до 1,8 г в зависимости от того, насколько технологический процесс на данном предприятии позволяет снизить содержание массовой доли жира в обезжиренном твороге.

Информация об использовании сухого молока

Использование сухого молока указывается в составе продукта. Это регламентировано ч. 13, ч. 20, пунктами 1, 7 ч. 25 ст. 36.

Как указывать молоко в составе

В составе молока питьевого, сливок допускается указывать «нормализованное молоко», «нормализованные сливки», «цельное молоко», «обезжиренное молоко», «сливки (из коровьего молока)». В составе продуктов переработки молока понятие «нормализованное молоко» используется только в случае, если нормализация необходима для доведения показателей продукта до норм, установленных в документе. Это относится к массовой доле белка в кисломолочных продуктах, например. Очень хотелось бы надеяться, что в будущем процесс нормализации, как и любой другой технологический процесс, не будет фигурировать в составе продукта, изготовленного из молока (будь то кефир, сыр, творог и т. д.), и там будет простая лаконичная запись «молоко коровье». В принципе, и сейчас уже нет оснований для запрета использовать это словосочетание для указания состава. В случае использования сухого молока свыше целей нормализации сейчас законодательно надо указывать наличие сухого молока в составе, например «сухое молоко», «сухое обезжиренное молоко» и т. д. При изготовлении молока питьевого «Отборного» в составе указывают «цельное молоко».

Суточная норма потребления для обогащенных продуктов

Указывать суточную норму потребления в соответствии с п. 10 ч. 25 ст. 36 необходимо для витаминов, микро- и макроэлементов, которые добавляются в продукт в процессе его обогащения. Для бактерий, пребиотиков она не указывается.

Дата производства

Дата производства является синонимом даты изготовления. Но я бы посоветовала выбрать тот вариант, который зафиксирован в ФЗ-88, а именно: «дата производства». Для кисломолочных продуктов дата производства – это дата, когда продукт готов к реализации, т. е. «созрел» уже в потребительской упаковке. Для сыра — это дата окончания технологического процесса, т. е. фактически дата отгрузки с предприятия в торговую сеть. Дата производства и дата упаковывания указываются в случае, если они не совпадают (масло фасованное, сыры в торговле, творог с хранения).

Указание ГМИ

Обязательно, если массовая доля ГМИ превышает 0,9 %. Обозначение «Продукт не содержит ГМИ» допускается строго при наличии подтверждающего документа, сертификата в системе добровольной сертификации.

Информация о подтверждении соответствия

Знаком подтверждения соответствия является знак об- ращения на рынке. Указывать номер и наименование ФЗ-88 не требуется.

Особенности маркировки сыра

При маркировке сыра достаточно указать один показатель — массовую доля жира в сухом веществе. Абсолютный жир указывать не надо, именно это и может ввести потребителя в заблуждение. В поправках к закону это учтено. Абсолютный жир указывается в пищевой ценности. Обозначается вид микрофлоры, природа происхождения ферментного препарата, например «сычужный ферментный препарат животного происхождения» либо «ферментный препарат микробиального происхождения», и название. На потребительской этикетке указывается только срок годности. Обозначать срок хранения в пределах срока годности на этикетке не требуется. В регламенте имеется в виду, что хранение сыра на предприятии не должно превышать срока годности.

Пищевая ценность

Требования ч. 31 ст. 36 по допустимым отклонениям учитываются при контроле, а не при маркировке. Правильным обозначением является «Энергетическая ценность», слово «калорийность» допустимо как синоним, его следует писать в скобках.

Указание количества микроорганизмов

В течение всего срока годности в продукте должно сохраняться все, что указано на этикетке. Поэтому при указании количества микроорганизмов «КОЕ/100 г» словосочетание «на конец срока годности» совершенно не обязательно. Тем не менее если это будет прописано, то ошибки не будет.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.