Когда-то «Аленка» было самой распространенной маркой молочного шоколада в стране. Добавим, одной из немногих. Привлекала она, несомненно, дешевизной. Стоила 80 копеек, против рубля с лишним — цены плитки горького шоколада. Не слишком имущие студентки в 70-е в качестве залога какого-то спора часто выставляли именно ее. Ну, и напоследок, популярностью портрета девочки, изображенного на этикетке.

Вспоминается фраза, относящаяся к бессмертным творениям, созданным «от двух до пяти»: «Почему все невкусное — полезно, а вкусное — вредно?» О возможном вреде шоколада говорить здесь не будем, но все же горький шоколад полезнее, чем более калорийный и сладкий молочный. Это подтверждают и специалисты. Горький шоколад содержит калий, кальций, антиоксиданты. Горький шоколад способствует расширению сосудов, в том числе и в головном мозге, улучшается память, снижается риск тромбообразования и инсультов.

В СССР выпускался преимущественно горький шоколад. Но причиной было не столько забота о пользе здоровью, столько традиционный дефицит одной из главных составляющих молочного шоколада — высококачественного сухого молока. Некоторые марки советского горького шоколада, существующие до сих пор, имеют длительную историю выпуска. Например, «Гвардейский» начал выпускаться еще во время Великой отечественной войны. А вот другой марки отечественного молочного шоколада, «перешагнувшей» через «порог» трудных 90-х годов, кроме «Аленки», не припоминается. В начале 1960-х правительством Советского Союза была принята очередная Продовольственная программа — одна из многих. По этой программе особое внимание было обращено на выпуск молочного шоколада. В претворении этой задачи, на московской кондитерской фабрике «Красный Октябрь» была разработана рецептура «Аленки», выпуск нового шоколадной плитки начался в 1966 году.

Рецептура

По рецептуре, утвержденной 30 июня 1967 года, при изготовлении шоколада «Аленка» использовались: сахарная пудра, тертое какао, масло какао, сухое молоко, сухие сливки, разжижитель, ванильная эссенция. Жир должен составлять 37,3%. Сейчас уже невозможно определить изменялся ли вкус шоколада за время его многолетнего выпуска, но в рецептуре, приведенной в книге 1992 года, соотношение компонентов изменилось, и явно в строну увеличения массы более дешевых продуктов. А массовая доля жира определена в 35,5%.

Состав нынешнего российского молочного шоколада «Алёнка» в классическом исполнении: сахар, молоко сухое цельное, какао масло, какао тёртое, эмульгатор лецитин, ароматизатор идентичный натуральному. Пищевая ценность. В 100 г продукта: 554 ккал; 8,0 г белков; 33,4 г жиров; 52,6 г углеводов.

Технология

По технологии получения шоколада, сохраненной в АО «Красный Октябрь» неизменной, какао-бобы очищаются от примесей и сортируются по размерам. Затем подвергаются термической обработке. Обжаренные и охлажденные какао-бобы измельчаются и разделяются на какао-крупку и оболочку (какаовеллу). Какао-крупка подается в размольный агрегат. Полученная суспензия (какао тертое) разделяется на две части. Одна часть поступает на прессование, и из нее получают какао-масло. Образовавшийся при этом жмых предварительно грубо измельчается, охлаждается и размалывается. Полученный какао-порошок после прохождения циклона, где он освобождается от воздуха, становится товаром, который фасуется, чаще, в картонные пачки с вкладышем из подпергамента, или оборачиваемые пленкой. Жмых может использоваться и для изготовления шоколадной глазури.

Вторая часть какао тертого подается на рецептурно-смесительную станцию, куда, кроме него, подаются какао-масло, сахарная пудра, сухое молоко и другие компоненты рецептуры. Полученная в смесителе шоколадная масса вальцуется и подается в шоколадно-отделочные машины, на них же подается и какао-масло для разводки. Вальцевание применяется для измельчения в шоколадной массе возможных крупных частиц, как какао тертого, так и внесенных с сахарной пудрой. Здесь же в шоколадную массу вводится разжижитель для снижения вязкости массы. Кроме того, введение разжижителя способствует некоторой экономии какао-масла. Подготовленная таким образом масса проводится через кошмашину и тамперирующую машину. Конширование — процесс тепловой и механической обработки шоколадных масс, предназначенных, чаще, для изготовления десертных сортов шоколада. В результате улучшаются вкусовые качества шоколада. Тамперирование сочетание нагревания и быстрого и медленного охлаждения шоколадной массы, для перевода шоколадного масла из четырех различных кристаллических структур, в котором оно может находиться, в одну. После чего из шоколадной массы формируют (отливают) шоколадные плитки или фигуры, которые охлаждают, завертывают и упаковывают в гофроящики.

Главное отличие технологии новых кондитерских предприятий в том, что первых этапов обработки бобов у них в большинстве нет. И получают они не какао-бобы, а уже готовые какао тертое и какао-масло. Возможно, так легче. Но все же думается, что приверженность технологии, это и приверженность высокому качеству. И прекрасно, что «Аленка» изготавливается по старинке. Впрочем, одно изменение в «Аленке» видно сразу. Раньше плитки заворачивались фольгою «в конверт», затем обандероливались с четырех сторон этикеткой. Сейчас сразу заворачиваются «в конверт» кашированной бумагой фольгой. А на бумаге — знакомая, кому с детства, кому с юности, кому с молодости, девочка.

История названия и этикетки

Первоначально, имея опыт еще середины XIX века (именно тогда впервые появились на фантике «мишки» с картины И. Шишкина), планировали поместить на этикетке новой плитки репродукцию васнецовской «Аленушки». И именно этим именем назвать шоколад. Но выяснилось, что шоколад с таким названием уже существовал.

Название чуть изменили, а к нынешней этикетке пришли не сразу. Существовали варианты этикетки, ничего общего с привычной нам «классикой» не имевшие. Вроде бы даже был объявлен конкурс на лучшую этикетку. В результате ли его или нет, но закрепилась на обертке юная барышня в по-русски повязанном пестром платочке. Но даже после принятия окончательного варианта нет-нет, но появлялись новые этикетки «Аленки», главным образом, к праздникам.

Кто вы, девочка?

Автором этикетки называют художника Н. Маслова. Причем скромно так называют, даже не сообщая имени. Нам тоже отыскать его имя не удалось, да и сложно это при такой распространенной фамилии. Но, скорее всего, история этикетки началась с одной фотографии, которую сделал Александр Михайлович Геринас. Снял фотограф где-то между 1957 и 1960 годом маленькую девочку, на которую перед этим набросили платок. Здорово снял. Говорят, что помещался снимок на выставке и в журнале «Советское фото». Но не запомнил бы снимок никто, если бы не поместили его на обложке первого за 1962 год номера журнала «Здоровье», очень популярного в СССР и издающегося восьмисоттысячным тиражом. Ничего об имени девочки в журнале не сообщалось. В конце номера только: «На первой странице обложки: «Ты смотришь на мир с восторгом – и ты не ошибаешься малышка! Мир действительно прекрасен». И еще фамилия фотографа.

Можно долго обсуждать напрямую ли использовал художник снимок, внеся некоторые изменения, или просто так вышло у него, но, несомненно, видел он его. Какие же отличия имеются в этикетке от «прототипа-фотоснимка»? Главное — цвет глаз. На снимке у девочки глаза карие, на этикетке голубые. Трудно, кстати, сказать, зачем надо было изменять «шоколадные» глаза для шоколадной этикетки? Форма бровей в рисунке этикетки немного изменена. Лицо чуть удлинено. Чуть изменен рот, верхняя губа выписана крупнее. Одинакова прядка волос, видимая из-под платка. Да и сам платок на снимке и этикетке завязан одинаково. И взгляд, направленный чуть вверх, одинаков.

Как не велик был тираж журнала, но с тиражами этикетки его не сравнить. Позабылась девочка с обложки так, что даже стали разыскивать в начале 90-х «прототип» Аленки с этикетки одноименного шоколада. Вроде бы признали прототипом рисунка этикетки ту фотографию, а в качестве модели — дочь фотографа Елену Геринас. Даже приглашали ее на «Красный Октябрь», где вручили ей приз и свою сладкую продукцию.

Варианты старых упаковок «Алёнки». Девочки маленькие и постарше, сфотографированные и нарисованные. Но ни одной из них не удалось продержаться на обертке столько, сколько нынешней Алёнке, но это же не повод о них забыть?

И на этом бы, может, и закончилось все, да запросила Елена Александровна с держателя торговой марки «шоколад «Аленка» некую сумму по праву, если не модели, то наследника фотографа А. Геринаса. Получив отказ, подала Елена-Аленка в суд. Более года длилось разбирательство в 2000…2002 годах, заслушивались эксперты и юристы, рассматривались доказательства, включая якобы тот самый платок. Но в иске Е. Геринас было отказано.

Вскоре нашли журналисты «Труда» вроде бы еще одну девочку с фотографии. Проживает она в областном городе центра России, куда когда-то «заскочил» А. Геринас и якобы снял ее в детской поликлинике. И снова платочек в воспоминаниях родителей той бывшей девочки фигурирует. Но претензий та «модель» не предъявляет. Установить истину сейчас трудно, и А. Геринаса и Н. Маслова уже нет в живых. Найденная журналистами старейшая сотрудница журнала «Здоровье» начала работать в нем в 1970 году. Но все это для истории одного из популярнейших брендов нашей страны не столь важно. Живет «Аленка», кто бы ни был прототипом девочки с этикетки, и, оставаясь юной, подрастает.

Растет Аленка

Даже не подрастает, а прирастает развитием бренда. Кроме «классического» варианта выпускается сейчас шоколад «Аленка» с разными добавками. Есть и карамель «Аленка». Был у нее и «друг» — тоже шоколад «Кузя». Сначала прошли сообщения, что выпуск шоколада «Кузя, друг Аленки» (существовал с 1999 года) планируется прекратить. И, правда, не видно его стало на прилавках. Исчез «Кузя» вроде бы по причине, что в развитие бренда предложили некие шутники выпускать еще и «Кузькину мать» , а также других родственников.

Действительно, в интернете можно много найти вариантов пародий на этикетку «Аленки». Удачных, не очень, и просто гадких. Но, вряд ли это волнует маркетологов «Красного Октября». Ведь это лишь подтверждение популярности бренда. А вот то, что «Кузя» пользовался гораздо меньшей популярностью, чем его «подружка», это — несомненно, да и шоколад «Кузя», по мнению многих сладкоежек, хуже.

Популярность «Аленки» подтверждается и наличием у нее «кузин» — марок шоколада, названия которых явно пошли от «Аленки». И воспринимаются они так, что «до степени смешения». Например, шоколад «Алина», «Озорная Аленка», и «Оленка» из Украины. Кроме того, известен целый ряд случаев, когда в подпольных цехах в обертку «Аленки» заворачивали просроченный или фальсифицированный шоколад. Руководство фабрики «Красный Октябрь» совместно с правоохранительными органами ведет работу, направленную на выявление и устранение такой продукции. И со своей стороны рекомендует потребителю быть бдительным при покупке — обращать внимание на внешний вид упаковки и качество печати этикетки.

Имя | Name

ok

ШОКОЛАД ЯНА

Ахахваахаххахаахвхвввхвхвхахххвааааа

04.12.2021

уцк

уу

28.08.2020

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.