Когда-то «Аленка» было самой распространенной маркой молочного шоколада в стране. Добавим, одной из немногих. Привлекала она, несомненно, дешевизной. Стоила 80 копеек, против рубля с лишним — цены плитки горького шоколада. Не слишком имущие студентки в 70-е в качестве залога какого-то спора часто выставляли именно ее. Ну, и напоследок, популярностью портрета девочки, изображенного на этикетке.
Вспоминается фраза, относящаяся к бессмертным творениям, созданным «от двух до пяти»: «Почему все невкусное — полезно, а вкусное — вредно?» О возможном вреде шоколада говорить здесь не будем, но все же горький шоколад полезнее, чем более калорийный и сладкий молочный. Это подтверждают и специалисты. Горький шоколад содержит калий, кальций, антиоксиданты. Горький шоколад способствует расширению сосудов, в том числе и в головном мозге, улучшается память, снижается риск тромбообразования и инсультов.
В СССР выпускался преимущественно горький шоколад. Но причиной было не столько забота о пользе здоровью, столько традиционный дефицит одной из главных составляющих молочного шоколада — высококачественного сухого молока. Некоторые марки советского горького шоколада, существующие до сих пор, имеют длительную историю выпуска. Например, «Гвардейский» начал выпускаться еще во время Великой отечественной войны. А вот другой марки отечественного молочного шоколада, «перешагнувшей» через «порог» трудных 90-х годов, кроме «Аленки», не припоминается. В начале 1960-х правительством Советского Союза была принята очередная Продовольственная программа — одна из многих. По этой программе особое внимание было обращено на выпуск молочного шоколада. В претворении этой задачи, на московской кондитерской фабрике «Красный Октябрь» была разработана рецептура «Аленки», выпуск нового шоколадной плитки начался в 1966 году.
Рецептура
По рецептуре, утвержденной 30 июня 1967 года, при изготовлении шоколада «Аленка» использовались: сахарная пудра, тертое какао, масло какао, сухое молоко, сухие сливки, разжижитель, ванильная эссенция. Жир должен составлять 37,3%. Сейчас уже невозможно определить изменялся ли вкус шоколада за время его многолетнего выпуска, но в рецептуре, приведенной в книге 1992 года, соотношение компонентов изменилось, и явно в строну увеличения массы более дешевых продуктов. А массовая доля жира определена в 35,5%.
Состав нынешнего российского молочного шоколада «Алёнка» в классическом исполнении: сахар, молоко сухое цельное, какао масло, какао тёртое, эмульгатор лецитин, ароматизатор идентичный натуральному. Пищевая ценность. В 100 г продукта: 554 ккал; 8,0 г белков; 33,4 г жиров; 52,6 г углеводов.
Технология
По технологии получения шоколада, сохраненной в АО «Красный Октябрь» неизменной, какао-бобы очищаются от примесей и сортируются по размерам. Затем подвергаются термической обработке. Обжаренные и охлажденные какао-бобы измельчаются и разделяются на какао-крупку и оболочку (какаовеллу). Какао-крупка подается в размольный агрегат. Полученная суспензия (какао тертое) разделяется на две части. Одна часть поступает на прессование, и из нее получают какао-масло. Образовавшийся при этом жмых предварительно грубо измельчается, охлаждается и размалывается. Полученный какао-порошок после прохождения циклона, где он освобождается от воздуха, становится товаром, который фасуется, чаще, в картонные пачки с вкладышем из подпергамента, или оборачиваемые пленкой. Жмых может использоваться и для изготовления шоколадной глазури.
Вторая часть какао тертого подается на рецептурно-смесительную станцию, куда, кроме него, подаются какао-масло, сахарная пудра, сухое молоко и другие компоненты рецептуры. Полученная в смесителе шоколадная масса вальцуется и подается в шоколадно-отделочные машины, на них же подается и какао-масло для разводки. Вальцевание применяется для измельчения в шоколадной массе возможных крупных частиц, как какао тертого, так и внесенных с сахарной пудрой. Здесь же в шоколадную массу вводится разжижитель для снижения вязкости массы. Кроме того, введение разжижителя способствует некоторой экономии какао-масла. Подготовленная таким образом масса проводится через кошмашину и тамперирующую машину. Конширование — процесс тепловой и механической обработки шоколадных масс, предназначенных, чаще, для изготовления десертных сортов шоколада. В результате улучшаются вкусовые качества шоколада. Тамперирование сочетание нагревания и быстрого и медленного охлаждения шоколадной массы, для перевода шоколадного масла из четырех различных кристаллических структур, в котором оно может находиться, в одну. После чего из шоколадной массы формируют (отливают) шоколадные плитки или фигуры, которые охлаждают, завертывают и упаковывают в гофроящики.
Главное отличие технологии новых кондитерских предприятий в том, что первых этапов обработки бобов у них в большинстве нет. И получают они не какао-бобы, а уже готовые какао тертое и какао-масло. Возможно, так легче. Но все же думается, что приверженность технологии, это и приверженность высокому качеству. И прекрасно, что «Аленка» изготавливается по старинке. Впрочем, одно изменение в «Аленке» видно сразу. Раньше плитки заворачивались фольгою «в конверт», затем обандероливались с четырех сторон этикеткой. Сейчас сразу заворачиваются «в конверт» кашированной бумагой фольгой. А на бумаге — знакомая, кому с детства, кому с юности, кому с молодости, девочка.
История названия и этикетки
Первоначально, имея опыт еще середины XIX века (именно тогда впервые появились на фантике «мишки» с картины И. Шишкина), планировали поместить на этикетке новой плитки репродукцию васнецовской «Аленушки». И именно этим именем назвать шоколад. Но выяснилось, что шоколад с таким названием уже существовал.
Название чуть изменили, а к нынешней этикетке пришли не сразу. Существовали варианты этикетки, ничего общего с привычной нам «классикой» не имевшие. Вроде бы даже был объявлен конкурс на лучшую этикетку. В результате ли его или нет, но закрепилась на обертке юная барышня в по-русски повязанном пестром платочке. Но даже после принятия окончательного варианта нет-нет, но появлялись новые этикетки «Аленки», главным образом, к праздникам.
Кто вы, девочка?
Автором этикетки называют художника Н. Маслова. Причем скромно так называют, даже не сообщая имени. Нам тоже отыскать его имя не удалось, да и сложно это при такой распространенной фамилии. Но, скорее всего, история этикетки началась с одной фотографии, которую сделал Александр Михайлович Геринас. Снял фотограф где-то между 1957 и 1960 годом маленькую девочку, на которую перед этим набросили платок. Здорово снял. Говорят, что помещался снимок на выставке и в журнале «Советское фото». Но не запомнил бы снимок никто, если бы не поместили его на обложке первого за 1962 год номера журнала «Здоровье», очень популярного в СССР и издающегося восьмисоттысячным тиражом. Ничего об имени девочки в журнале не сообщалось. В конце номера только: «На первой странице обложки: «Ты смотришь на мир с восторгом – и ты не ошибаешься малышка! Мир действительно прекрасен». И еще фамилия фотографа.
Можно долго обсуждать напрямую ли использовал художник снимок, внеся некоторые изменения, или просто так вышло у него, но, несомненно, видел он его. Какие же отличия имеются в этикетке от «прототипа-фотоснимка»? Главное — цвет глаз. На снимке у девочки глаза карие, на этикетке голубые. Трудно, кстати, сказать, зачем надо было изменять «шоколадные» глаза для шоколадной этикетки? Форма бровей в рисунке этикетки немного изменена. Лицо чуть удлинено. Чуть изменен рот, верхняя губа выписана крупнее. Одинакова прядка волос, видимая из-под платка. Да и сам платок на снимке и этикетке завязан одинаково. И взгляд, направленный чуть вверх, одинаков.
Как не велик был тираж журнала, но с тиражами этикетки его не сравнить. Позабылась девочка с обложки так, что даже стали разыскивать в начале 90-х «прототип» Аленки с этикетки одноименного шоколада. Вроде бы признали прототипом рисунка этикетки ту фотографию, а в качестве модели — дочь фотографа Елену Геринас. Даже приглашали ее на «Красный Октябрь», где вручили ей приз и свою сладкую продукцию.
Варианты старых упаковок «Алёнки». Девочки маленькие и постарше, сфотографированные и нарисованные. Но ни одной из них не удалось продержаться на обертке столько, сколько нынешней Алёнке, но это же не повод о них забыть?
И на этом бы, может, и закончилось все, да запросила Елена Александровна с держателя торговой марки «шоколад «Аленка» некую сумму по праву, если не модели, то наследника фотографа А. Геринаса. Получив отказ, подала Елена-Аленка в суд. Более года длилось разбирательство в 2000…2002 годах, заслушивались эксперты и юристы, рассматривались доказательства, включая якобы тот самый платок. Но в иске Е. Геринас было отказано.
Вскоре нашли журналисты «Труда» вроде бы еще одну девочку с фотографии. Проживает она в областном городе центра России, куда когда-то «заскочил» А. Геринас и якобы снял ее в детской поликлинике. И снова платочек в воспоминаниях родителей той бывшей девочки фигурирует. Но претензий та «модель» не предъявляет. Установить истину сейчас трудно, и А. Геринаса и Н. Маслова уже нет в живых. Найденная журналистами старейшая сотрудница журнала «Здоровье» начала работать в нем в 1970 году. Но все это для истории одного из популярнейших брендов нашей страны не столь важно. Живет «Аленка», кто бы ни был прототипом девочки с этикетки, и, оставаясь юной, подрастает.
Растет Аленка
Даже не подрастает, а прирастает развитием бренда. Кроме «классического» варианта выпускается сейчас шоколад «Аленка» с разными добавками. Есть и карамель «Аленка». Был у нее и «друг» — тоже шоколад «Кузя». Сначала прошли сообщения, что выпуск шоколада «Кузя, друг Аленки» (существовал с 1999 года) планируется прекратить. И, правда, не видно его стало на прилавках. Исчез «Кузя» вроде бы по причине, что в развитие бренда предложили некие шутники выпускать еще и «Кузькину мать» , а также других родственников.
Действительно, в интернете можно много найти вариантов пародий на этикетку «Аленки». Удачных, не очень, и просто гадких. Но, вряд ли это волнует маркетологов «Красного Октября». Ведь это лишь подтверждение популярности бренда. А вот то, что «Кузя» пользовался гораздо меньшей популярностью, чем его «подружка», это — несомненно, да и шоколад «Кузя», по мнению многих сладкоежек, хуже.
Популярность «Аленки» подтверждается и наличием у нее «кузин» — марок шоколада, названия которых явно пошли от «Аленки». И воспринимаются они так, что «до степени смешения». Например, шоколад «Алина», «Озорная Аленка», и «Оленка» из Украины. Кроме того, известен целый ряд случаев, когда в подпольных цехах в обертку «Аленки» заворачивали просроченный или фальсифицированный шоколад. Руководство фабрики «Красный Октябрь» совместно с правоохранительными органами ведет работу, направленную на выявление и устранение такой продукции. И со своей стороны рекомендует потребителю быть бдительным при покупке — обращать внимание на внешний вид упаковки и качество печати этикетки.
Comments (2)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail