Фольга
Есть данные, доказывающие, что производство и применение алюминия на какой-либо территории прямо пропорционально развитию раковых заболеваний у населения. Упаковка, посуда и другие материалы, изготовленные из алюминия, на этом основании могли бы считаться настолько вредными, что их производство и потребление следовало бы запретить. Однако широта применения алюминия в отечественном производстве не позволяет совершить этот шаг.
Говорить о существовании рынка производства алюминиевой фольги в России можно лишь с натяжкой. Производители мороженого, сливочного масла, сигарет и других продуктов предпочитают упаковку иностранного производства: итальянскую, финскую, датскую. Качество отечественной фольги крайне нестабильно. (По отзывам потребителей продукции Санкт-Петербургского ФПЗ, каждая третья поставляемая партия — бракованная.) Тем не менее, они продолжают работать именно с этим предприятием, так как их устраивает предлагаемый уровень цен. Отечественная фольга с трудом подвергается нанесению печати, иногда отслаивается. Причины — несоблюдение технологии производства, использование большинством отечественных предприятий (кроме «Саянской фольги») устаревшего оборудования, дешевого сырья. Предпочитая покупать дешевый импортный термолак, российские производители в итоге экономят на качестве выпускаемой продукции.
Что касается кашированной фольги, то даже при условии соблюдения всех необходимых качественных характеристик самой фольги и наносимого на нее материала — полиэтилена, полипропилена, бумаги — оставляет желать лучшего используемый при кэшировании клей. На данный момент импортная упаковка является бесспорным лидером в молочной, табачной, фармацевтической промышленности. В общем объеме потребления алюминиевой фольги доля импорта составляет 58%.
Отечественных производителей алюминиевой фольги (если говорить о предприятиях с полным технологическим циклом, начиная от производства первичного алюминия и заканчивая получением конечной продукции) в России всего три. Это, во-первых, торговый дом «Саянская фольга» (СФ) с Саянским алюминиевым заводом, входящие в группу «Сибирский алюминий»; во-вторых, торговый дом «Петербургская фольга» с Петербургским фольгопрокатным заводом (ФПЗ); в-третьих, Михайловский алюминиевый завод в Свердловской области.
Основной «борец» с импортной упаковкой на российском рынке — компания «Саянская фольга». Это единственный российский производитель, выпускающий практически весь ассортимент упаковочной фольги. Санкт-Петербургский фольгопрокатный завод изначально специализировался на производстве технических видов фольги. За последние годы объем производства предприятия сократился более чем вдвое, что вызвано не только ухудшением общей макроэкономической ситуации в стране, но и ростом конкурентоспособности находящихся в России профильных предприятий
|
Вид фоль ги |
«Саян ская фоль га» |
ФПЗ (Санкт- Петер бург) |
Миха люм (Михай ловский алюм. з авод) |
Им порт |
|
Глад кая |
28% |
18% |
14% |
40% |
|
Отде ланная |
20% |
4% |
2% |
74% |
Виды фольги и производители
|
«Саян ская фольга» |
ФПЗ (Санкт- Петер бург) |
Миха лком Михай лов ский алюм. завод |
Им порт | |
|
Доля в общем объеме отечес твен ного произ водства |
52% |
28% |
20% |
— |
|
Доля в общем объеме отечес твенного потреб ления |
22% |
1 1 % - |
9% |
58% |
Производство и потребление алюминиевой фольги в России за 1999 — первую половину 2000 г.
|
Отрас ли |
«Саян ская фольга» |
ФПЗ Санкт- Петер бург) |
Михал ком Михай ловский алюм. завод |
Им порт |
|
Конди терс кая про мыш лен ность |
60% |
10% |
— |
30% |
|
Молоч ная про мыш лен ность |
22% |
7% |
— |
71% |
|
Табач ная Про мыш лен ность |
5% |
— |
— |
95% |
|
Фар мацев тичес кая про мыш лен ность |
15% |
— |
— |
85% |
|
Техни ческая про мыш лен ность |
15% |
35% |
30% |
20% |
Производство алюминиевой фольги для различных отраслей промышленности за 1999 г.- первая половина 2000 г.
|
Код ТН ВЭД |
Наименование продукции |
Экспорт, тыс. т | |
|
1997 г |
1998 г. | ||
|
7601 20100 |
Сплавы алюминиевые первичные |
10,2 |
24,5 |
|
7603 |
Порошки |
8,8 |
3,2 |
|
7604 |
Прутки и профили |
38,6 |
36,6 |
|
7605 |
Катанка |
133,7 |
146, 3 |
|
7606 |
Плиты, листы, полоса, лента |
34,3 |
53,2 |
|
7607 |
Фольга |
12,3 |
14,1 |
Показатели экспорта алюминиевой продукции данные объединения производителей алюминия в России
|
Год |
Производство алюминия в России, тыс. т |
Экспорт алюминия из России, тыс. т |
|
1990 |
2916 |
528 |
|
1991 |
2735 |
671 |
|
1992 |
2745 |
1159 |
|
1993 |
2818 |
1800 |
|
1994 |
2669 |
2301 |
|
1995 |
2790 |
2250 |
|
1996 |
2874 |
2616 |
|
1997 |
2890 |
2693 |
|
1998 |
ЗОЮ |
2790 |
Динамика российского производства и экспорта алюминия (данные Госкомстата)
|
Пред прия тие |
Место поло жение |
Проек тная мощ ность, тыс. т |
|
Самарский МЗ |
Куйбы шевс кая обл |
800 |
|
Красно ярский МЗ |
Красно ярский край |
260 |
|
Белока Литвенское МПО |
Ростов ская обл |
100 |
|
Ступи нский МЗ |
Москов ская обл | |
|
Каменск- Уральский МЗ |
Сверд ловская обл |
— |
|
АООТ «Фольгопро катный завод» |
Санкт- Петер бург |
40 |
|
«Саянская фольга» |
Хакасия |
47, 6 |
Предприятия по переработке первичного алюминия (прокату)
Рассмотрим положение в отдельных отраслях промышленности.
1. Кондитерская промышленность. Основные виды потребляемой фольги: гладкая неокрашенная, кашированная окрашенная и неокрашенная, ламинированная. «Саянская фольга» является практически монополистом в этом секторе прежде всего за счет сотрудничества с известными торговыми домами Mars, Nestle, Cadbury. Санкт-Петербургский ФПЗ сохраняет свои позиции исключительно за счет предприятий близлежащего региона, а импортные поставщики — за счет работы с транснациональными корпорациями (ТНК).
2. Молочная промышленность. Основные виды необходимой фольги в этом случае выглядят следующим образом: кашированная с печатью и без печати, с термолаком, с термосвариваемым слоем, ламинированная, гладкая. Обзор ситуации на этом рынке довольно относителен — достаточно трудно установить производителя используемого полуфабриката упаковки (деятельность поставщиков можно отнести как на долю импортеров-производителей, так и на долю российских производителей; в таблице использован первый вариант, т. е. доля поставщиков включена в долю импортеров).
3.Табачная промышленность. Основные виды потребляемой фольги: кашированная с тиснением и без тиснения, кашированная с нанесением фигурного рисунка, кашированная с лаком скольжения. Данная отрасль стоит на первом месте по объемам потребления упаковки на основе алюминиевой фольги и практически полностью контролируется импортерами.
4. армацевтическая промышленность. Фармацевтическая отрасль традиционно являлась полем деятельности импортеров. Основные виды потребляемой фольги: гладкая, с термолаком, с термолаком и печатью, с термосвариваемым слоем, ламинированная. Ситуация несколько изменилась к осени 1998 г., когда отечественная фармацевтика оказалась вынуждена обратиться к более дешевым видам упаковки.
В производстве технической фольги, как уже говорилось, лидерами являются Санкт-Петербургский ФПЗ и Михайловский алюминиевый завод. Импорт составляют те виды фольги, которые в России не производятся (самоклеящаяся фольга, фольга с пенопластом). Основные виды потребляемой фольги: лента холоднокатанная, фольга гладкая, фольга с термослоем и с термолаком, фольга ламинированная.
Цветные металлы вообще и алюминий в частности, наряду с продукцией нефтегазового комплекса, — одна из главных статей российского экспорта, а соответственно, и доходов. Доля первичного алюминия в экспорте РФ на 1999 г. составляла, 4,4-4,5%.
Поставки первичного алюминия на внутренний рынок значительно меньше экспортных. 80—90% всей продукции предприятий, занятых производством первичного алюминия, уходит без переработки зарубежным производителям. Россия остается лидером мирового экспорта по первичному алюминию.
Объемы экспорта алюминия резко увеличились в 1992 г. и продолжали неуклонно расти, чуть притормозившись в 1995г.
Заинтересованность металлургов в продаже необработанного алюминия за рубеж понятна: оплата иностранными закупщиками производится обычно в срок, а зачастую осуществляется и предоплата. Кроме того, потребности внутреннего рынка в первичном алюминии сильно сократились в начале 90-х гг. по причине упадка таких отраслей — потребителей алюминия, — как авиастроительная, космическая, судостроение, радиотехническая, промстройиндустрия. Мощности предприятий по выпуску проката и полуфабрикатов из алюминия загружены всего лишь на 12-15%, по выпуску фольги — на 23%. Пожалуй, упаковочный сектор — один из основных потребителей алюминия в России на данный момент. Если в 1990 г. среднедушевое потребление алюминия в России достигало 13,4 кг, то сегодня экономика РФ потребляет алюминия чуть более 4 кг на душу населения. Таким образом, предприятия-производители первичного алюминия в первую очередь зависят от мировой конъюнктуры цен на металлы, нефть и изделия на их основе.
Одновременно с ростом экспорта первичных металлов возрастает импорт изделий из них. Так, с 1994 по 1998 г. импорт алюминиевой фольги, банок, бочек вырос почти в пять раз.
Много споров велось о существовании системы толлинга, приводились многочисленные доводы как в пользу его сохранения, так и за его ликвидацию. Вплоть до января 2000 г., пока толлинг не был отменен, 90% российского первичного алюминия экспортировалось по этой системе. Смысл ее заключается в производстве алюминия на давальческом сырье, собственником которой выступает, как правило, какая-либо иностранная компания, и соответственной продаже изготовленного алюминия собственнику сырья. При помощи толлинга отечественный производитель мог решить несколько проблем сразу: приобретение сырья, упрощение сбыта. На операции толлинга распространялся ряд таможенных льгот, в частности, на эти операции были отменены НДС, поэтому иностранная фирма — собственник сырья — экономила при вывозе металла и потом имела возможность диктовать российскому производителю свои цены. При этом российский бюджет недополучал $ 2—2,5 млрд в год. В результате отмены внешних толлинговых операций с января 2000 г., по прогнозам экспертов, себестоимость производства алюминия возросла на 3-4%. Существует, однако, внутренний толлинг, запретить который нереально.
При острейшей проблеме дефицита отечественного сырья в алюминиевой промышленности система внешнего толлинга являлась палочкой-выручалочкой для российского производителя. Основным сырьем для производства алюминия служат бокситы, содержащие 32-60% глинозема. Для производства 1 т алюминия необходимы по меньшей мере 2 т глинозема. Россия обладает крайне небольшим запасом промышленных бокситов — около 400 млн т, что составляет менее 0,7% от мировых запасов. За последние годы часть запасов бокситовых и нефелиновых российских руд исчерпана, в то время как освоение новых, разведанных ранее запасов практически не велось. Кроме того, существующие российские месторождения содержат в основном не бокситы, а нефелины, которые являются худшим сырьем для производства глинозема. Обеспеченность российских заводов отечественным глиноземом снизилась с 55% в 1990 г. до 40% к настоящему времени. В результате с начала 2000 г. цена на глинозем повысилась с $ 160 до $ 300 тыс. за тонну. Теперь российские компании тратят на сырье на $ 750-900 млн больше.
В настоящее время на территории РФ работают 11 алюминиевых заводов, производящих первичный алюминий. Большинство из них находятся в Восточной Сибири: Братский, Красноярский, Саянский и Иркутский алюминиевый заводы. Суммарный выпуск их составляет примерно 2250 тыс. т в год (10% общемирового производства). На долю остальных 7 заводов (Новокузнецкий, Богословский, Уральский, Волгоградский, Волховский, Надвойцкий и Кандалакшский) приходится чуть более 26% производства РФ.
При производстве алюминия используется электролиз, в результате чего расходуется большое количество электроэнергии. По этой причине большинство заводов расположено вблизи либо мощных ГЭС — Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Волжская, — либо крупных энергетических установок на дешевом топливе. Важную роль при выборе местоположения заводов играет также близость крупных транспортных путей.
Лучшим способом выживания в алюминиевой промышленности сейчас является объединение компаний, добывающих сырье, производителей первичного металла, предприятий, производящих его обработку, и банков в рамках единой интегрированной структуры. По такому принципу создана Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ). В нее входят Иркутский алюминиевый завод, Уральский завод, ряд рудодобывающих предприятий региона и Артемовский завод обработки цветных металлов. (Украина). В группу «Сибирский алюминий» входят Саянский алюминиевый завод (СаАЗ) — производитель первичного алюминия, Самарский металлургический завод (прокат), завод «Саянская фольга», Николаевский глиноземный завод. В августе 1999 г. произошло слияние группы «Сибирский алюминий» с Саяно-Шушенской ГЭС, что позволило значительно сократить затраты холдинга на электроэнергию.
Большинство предприятий — добытчиков сырья и прокатных заводов в России нуждаются в приобретении нового оборудования и дополнительных инвестициях на развитие производства. Объем требуемых инвестиций на создание производств, обеспечивающих комплексную переработку всего выпускаемого в России алюминия и лома, оценивается экспертами в $ 4 млрд. Большую часть средств на модернизацию придется просить в кредит на международных финансовых рынках. Но эти рынки мало заинтересованы в развитии в России сильной и самостоятельной отрасли, поэтому денег не дадут или дадут, но лишь незначительную часть. По подсчетам специалистов, если крупнейшие российские металлургические предприятия будут закрыты, у иностранных производителей появится возможность поднять цену на алюминий с нынешней цены $ 1650 за тонну до $ 2500 и выше.
Юлия КОМАРОВА
Обозреватель PakkoGraff
Тема статьи: виды фольги


Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail