Ежегодно жители США потребляют 347 кг. бумажной продукции в год на душу населения. Показатель бельгийцев – 321 кг. Это – мировые лидеры по потреблению целлюлозно–бумажной продукции. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 кг. в год. Если до начала перестроечных реформ Россия занимала 4-е место в мире по производству бумаги и картона, то к 2003 году оказалась на 18-м месте.  Эти данные получены специалистами по маркетинговым исследованиям компании  Abercade Consulting в ходе первого этапа мониторинга российских упаковочных рынков.

Исследовательский проект Abercade Consulting «Индустрия Упаковки 2003» на сегодняшний день является самым полным и масштабным опытом изучения индустрии упаковки в России: в опросе участвовало 850 предприятий пищевой, фармацевтической, нефтехимической, металлообрабатывающей, косметической промышленности. Объектом исследований стали все типы упаковки, этикеток, рынок полиграфических услуг в РФ. В ходе исследования получены уникальные данные по рынку мешочной бумаги и рынку клея.

 В ходе мониторинга рынка были проанализированы данные по основным характеристикам целлюлозно-бумажной продукции (ЦБП) – уровню потребления, экспорту/импорту, объемам производства, динамике развития данной отрасли. На основе полученных выводов, маркетологи Abercade Consulting дают экспертную оценку основных тенденций рынка газетной бумаги и прогнозы его развития. 

Основные показатели бумажных рынков в России

В России на производство газетной (книжной) продукции ежегодно приходится наибольшая доля бумаги. Несколько меньшие объемы потребления бумаги приходятся на бланочную, журнальную и этикеточную продукцию.

Диаграмма 1. Структура потребления печатной продукции на территории РФ в 2002 году

За последние 15 лет, российский целлюлозно-бумажный комплекс пережил несколько периодов взлетов и падений. Пик кризиса в этой отрасли наблюдался в 1994 году, когда общее производство целлюлозы упало до рекордно низкого значения. Данная ситуация не могла не повлечь за собой увеличение доли импортной целлюлозы, а также бумаги и картона на внутреннем рынке.

Начиная с 1995 г. объемы производства бумаги начали постепенно увеличиваться. В конце 1998 г., благодаря росту курса доллара США, наблюдалось некоторое оживление производственной деятельности предприятий, что привело к увеличению экспорта продукции. Одновременно более чем в 1,5 раза снизился объем  импорта бумажной продукции.

Спрос на продукцию российских ЦБК на внешнем рынке остается постоянным, зато на внутреннем - растет. Причина сохранения российскими производителями своей доли на мировом рынке - низкая цена на российскую целлюлозу. При этом, учитывая низкую себестоимость производства, у российских производителей еще остается значительный запас прочности в условиях падения мировых цен.

В данный момент отрасль переживает рост производства, который будет продолжаться до тех пор, пока потребление бумаги в России  не достигнет хотя бы европейского уровня - 150 кг на человека. По данным «Abercade Consulting», сейчас этот показатель в России равен 80 кг на человека.

Основные показатели рынка газетной бумаги в РФ

Год назад – в 2002 году – отечественный рынок газетной бумаги бурный скачок в развитии. Сейчас потребление этого вида бумаги стабильно как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Объем производства газетной бумаги составляет более 50% всей бумаги на рынке РФ. На сегодня предложение на этом рынке на 99 % состоит из отечественной продукции. Темпы роста потребления газетной бумаги составляют 8-10% в год, в то время как общий рост бумажного рынка - 20-30%.

Компании, крепко обосновавшиеся в этом сегменте, получают высокие доходы за счет экономии на масштабах производства. Большая часть производимой ими продукции идет на экспорт. Уже сейчас почти у всех производителей газетной бумаги заключены контракты на поставку продукции в Германию, Швейцарию, Австрию и другие страны ЕС.

Рынок газетной бумаги в РФ в значительной степени монополизирован. Всего в стране этот вид бумаги производят восемь предприятий, но на долю трех из них (ОАО "Волга", "Кондопога" и "Соликамскбумпром") приходится почти 95 % всего производства. Мощности российских комбинатов по производству газетной бумаги в настоящее время превышают 2 млн.т. в год. Дефицита газетной бумаги на этом рынке нет.  Производство газетной бумаги в России относится к тем немногим сегментам отечественной промышленности, которые сохранили свою стабильность в ходе реформ 90-х годов. Газетная бумага российского производства входит в число наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров перерабатывающей промышленности. Степень открытости данного рынка для международной торговли является незначительной, о чем можно судить по небольшой доле импорта газетной бумаги в общем объеме ее реализации на территории   Российской Федерации.

Рынок газетной продукции в России характеризуется преобладанием ограниченного числа крупных потребителей - полиграфических предприятий, на которые приходится заметная доля рынка. Поэтому значительная часть российского спроса на газетную бумагу формируется несколькими крупными полиграфическими предприятиями.

После периода спада объема производства газетной бумаги в 1995-1996 гг., с 1997 г. начинает устойчивый рост объемов производства, что связано с общим оживлением как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Диаграмма 2. Динамика производства газетной бумаги на территории РФ за период с 1995 по 2002 годы.

До августа 1998 года рост цен на газетную бумагу не наблюдался, наиболее массовые сорта бумаги (газетная, офсетная) предлагались российскими производителями по сравнительно стабильным ценам. Однако после кризиса 1998 года ситуация на рынке изменилась: девальвация рубля и благоприятная конъюнктура на мировом рынке сделали выгодным экспорт бумаги. Начиная со 2 квартала 1999 года, на российском рынке газетной бумаги наблюдалось постепенное повышение цен.

Высокая энергоемкость производства газетной бумаги и значительная доля импортных материалов, используемых в производстве, способствовали увеличению цен на газетную бумагу на внутреннем рынке. Кроме того, качественная газетная бумага на крупнейших российских комбинатах производится на импортном оборудовании, техническое обслуживание которого значительно дороже, чем обслуживание отечественного.

Начиная с 1 квартала 2002 года ситуация на рынке в части ценовой политики производителей газетной бумаги меняется  в сторону постепенного снижения цен за счет двух факторов: развитие конъюнктуры внешнего рынка не подтвердило ожиданий российских экспортеров, одновременно замедлился рост спроса со стороны российских потребителей.

Газетная бумага традиционно является крупной статьей российского экспорта. Динамичный рост объемов экспортных поставок явился основным фактором, который позволил обеспечить  высокую степень загрузки мощностей и сравнительно благополучное развитие данной подотрасли бумажного производства в целом. Экспорт газетной бумаги в настоящее время вдвое превышает дореформенный уровень.

Продукция российского производства конкурентоспособна на мировом рынке по качественным и ценовым параметрам. Ведущие российские бумажные комбинаты в результате многолетней работы смогли завоевать ниши на мировом рынке и успешно их удерживают, а в некоторых случаях укрепляют там свои позиции. На экспорт отгружается две трети вырабатываемой в России газетной бумаги.

 Диаграмма 3. Динамика экспорта газетной бумаги из РФ за период с 1996 по 2003 годы.

Конъюнктурные изменения в потреблении газетной бумаги в России

Производство газетной бумаги в России относится к тем немногим сегментам отечественной промышленности, которые сохранили свою стабильность в ходе реформ 90-х годов. Газетная бумага российского производства входит в число наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров отечественной перерабатывающей промышленности. Этот сегмент не требовал государственной поддержки и развивался исключительно за счет собственных средств.

 Ведущие целлюлозно-бумажные комбинаты оптимизировали свои мощности и вывели из производственных парков устаревшие бумагоделательные машины и установки. Несмотря на имевшиеся и до сих пор существующие финансовые проблемы, проведен ряд масштабных мероприятий по техническому перевооружению производства. Осуществлен ввод в строй новых бумагоделательных машин, другие машины подверглись серьезной модернизации. Ведется работа по совершенствованию производства полуфабрикатов и древесноподготовительных отделов комбинатов. Осуществляются мероприятия, позволяющие уменьшить нагрузку на окружающую среду.

На лучших заводах осуществлены серьезные программы повышения качества. Качество вырабатываемой ими газетной бумаги стало больше отвечать мировым стандартам.

Степень открытости данного рынка для международной торговли является незначительной, о чем можно судить по небольшой доле импорта газетной бумаги (менее 1%) в общем объеме ее реализации на территории   Российской Федерации.

Объем внутреннего спроса на газетную бумагу в России снижался до 1998 г. (в 1998 году составлял 369 тыс. т), в 1999-2001 гг. спрос на рассматриваемую продукцию понемногу увеличивается (в 2001 году составил 597,6 тыс.т).

Однако, при видимом увеличении спроса на газетную бумагу на внутреннем рынке, отмечается тенденция к замедлению темпов роста внутреннего спроса. Если в 1999 году спрос увеличивался (33% в год), то в 2002 году спрос российских потребителей на газетную бумагу возрос только на 3,5 %. По состоянию на конец 2002 года,  емкость российского рынка газетной бумаги составляла 615 тыс. тонн в год.

Факторы, влияющие на уменьшение темпов роста спроса на газетную бумагу:

  • Практически исчезла многотиражная партийная и отраслевая печать;
  • Уменьшилось число и тираж газет, выпускаемых на предприятиях, местными и региональными органами власти;
  • Сократился листаж и формат большинства газет;
  • Использование Интернет-технологий существенно снижает спрос на газетную продукцию рекламного характера.
  • Обострение конкурентной борьбы на рекламном рынке побуждает рекламодателей использовать все более привлекательные виды печатной рекламы в изданиях повышенного качества (журналы, буклеты, рекламные многокрасочные вкладыши), для которых газетная бумага не пригодна.

 Основной потребитель газетной бумаги в России – крупные полиграфические предприятия, на которые приходится заметная доля рынка. Они и формируют спрос на газетную бумагу в России. Примерно 12% всего российского спроса приходится на московское издательство «Пресса», еще 9%  - на московский издательский комплекс «Московская правда», а по 4% - на «ППО Известия» и ТОО «Пронто-Принт».

В Санкт-Петербурге практически весь спрос на бумагу для газет обеспечивается «Санкт-Петербургским государственным газетным комплексом», а в Новосибирске до 85% газет выпускается издательством «Советская Сибирь». Если крупные потребители обеспечивают свои потребности в газетной бумаге преимущественно за счет заключения договоров прямой поставки с бумажными комбинатами или их оптовыми фирмами, то мелкие потребители в большинстве случаев используют для снабжения этой продукцией посредническое звено.

Поскольку основные предприятия-производители расположены в разных регионах Российской Федерации, возможности покупателей ограничиваются отдаленностью от производителей и оптовых фирм и связанными с этим высокими транспортными издержками, поэтому покупатели приобретают данную продукцию, как правило, у ближайшего производителя (оптовой фирмы).

По мнению экспертов Abercade Consulting, средний прирост емкости внутреннего рынка газетной бумаги России в среднесрочной перспективе можно оценить на уровне 10-20 тыс.тонн в год. Имеющиеся мощности позволяют в течение ближайших пяти лет не только обеспечить увеличение емкости внутреннего рынка, но и увеличить экспортные поставки газетной бумаги.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.