Исследование Nielsen, посвященное российскому FMCG-рынку, показало, что реакция покупателей на рост цен зависит от товарной категории продуктов питания

AC Nielsen

Рост цен на товары повседневного спроса заставил россиян всерьез задуматься — как и на что они тратят свои семейные бюджеты. Практичный подход покупателей к наполнению своей потребительской корзины ударил по целому ряду базовых категорий каждодневного потребления. Однако этот тренд пока не распространяется на «сладкое» и «горькое» — даже в неспокойные времена финансовых штормов россияне не могут отказать себе в удовольствии покупать премиумные кондитерские изделия, чай или алкоголь.

 Забота о здоровье, экономия денег и времени, удобство и практичность — с одной стороны, и декадентское стремление к удовольствиям и роскоши, премиумизация продовольственных и непродовольственных категорий потребительских товаров — с другой. Таковы ключевые тенденции российского рынка товаров повседневного спроса в России. На конференции «Consumer 360», ежегодном мероприятии Nielsen для топ-менеджеров розничных сетей и компаний — производителей товаров повседневного спроса, были впервые представлены результаты масштабного исследования FMCG-рынка. Оно проводилось компанией Nielsen в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с середины 2007-го по середину 2008 года (август-сентябрь 2007 — июнь-июль 2008 для продовольственных категорий, июль-август 2007 — май-июнь 2008 — для непродовольственных категорий).

Были изучены розничные продажи в ключевых сегментах рынка товаров повседневного спроса, включая упакованные продукты питания, безалкогольные и алкогольные напитки, сигареты, корма для животных, бытовую химию, средства персонального ухода. Затем было проведено сравнение данных продаж с аналогичным периодом годом ранее. Самым быстрорастущим сегментом стал рынок кормов для животных (+33% в стоимостном выражении). Рынок упакованных продовольственных товаров — самый крупный сегмент, на который приходится свыше 60% продаж товаров повседневного спроса, — вырос на 17%. Прирост во втором по объемам сегменте — сигаретах — составил 10%. Лишь в пяти из 15 самых быстрорастущих категорий рынка упакованных продуктов питания, продажи которых выросли на 17% (без учета напитков), прирост категории в стоимостном выражении вызван инфляцией.

И все они относятся к молочному сегменту: творог, плавленый сыр, масло и маргарин, молоко, сливки. «Несомненно, инфляция серьезно сказалась на динамике продаж в денежном выражении. Чтобы снизить ее влияние на семейные бюджеты, россияне уменьшают объем и ассортимент своей потребительской корзины и переключаются на другие розничные каналы. При этом темпы продовольственной инфляции серьезно различаются от категории к категории», — отмечает Дуайт Уотсон, генеральный директор «Nielsen Россия».

Рынок свежих молочных продуктов больше других сегментов продовольственного рынка пострадал от роста цен. Инфляция лишь подстегнула долговременную тенденцию на сокращение потребления молочных продуктов в России (рис. 2). В стоимостном выражении сегмент вырос на 18%, в то время как продажи в натуральном выражении «просели» на 8%. Снижение объемов в натуральном выражении наблюдается практически во всех категориях. Исключением стали лишь питьевые йогурты, продажи сохранили положительную динамику в натуральном выражении, а в стоимостном выражении выросли на 30%. Здесь правили бал те бренды, которым удалось оседлать потребительский тренд на здоровое питание и уход за собой. Жители городской России стали больше внимания уделять здоровому питанию и своей физической форме.

Рост «здоровых» сегментов значительно превышает рост самих категорий. Наиболее яркими примерами этой тенденции высокая динамика инновационных молочных продуктов, сухих завтраков и минеральной воды. Так, рост розничных продаж негазированной минеральной воды составил 25% в денежном выражении и 8% в натуральном, в то время как вся категория выросла лишь на 13% и 1% соответственно. А категория «Сухие завтраки» — эти продукты позиционируются как товары для здорового питания (shape-management) — за полтора года выросла на 100%. Еще одна важная тенденция, которая обеспечила рост рынка упакованных продовольственных товаров и в целом товаров повседневного спроса в денежном выражении, — примиумизация.

Ее влияние сказалось на розничных продажах шоколадных и мучных кондитерские изделий, спиртных напитков. В целом рост продаж премиумных товаров может быть стимулирован разными факторами — как стремлением потребителей к высококачественным продуктам/ингредиентам, так и желанием побаловать себя. Так, в шоколадных изделиях на долю премиумного ценового сегмента приходится уже порядка 40% в денежном выражении; в растворимом кофе — более 65%; в водке — 26%; в пиве — 22%. Непродовольственный сектор российского рынка товаров повседневного спроса развивался в соответствии со схожими тенденциями, что и продовольственный.

Современный потребитель испытывает острую нехватку времени и потребность в продуктах, которые делают жизнь проще. Наиболее заметными трендами на рынках бытовой химии и средств персонального ухода, совокупные розничные продажи которых выросли на 15% за период исследования, стали удобство, здоровье и красота.

Семь из одиннадцати категорий товаров бытовой химии росли быстрее рынка (+16% по стоимости за период исследования), и они не самые маленькие. На долю стиральных порошков приходится порядка 53% продаж в стоимостном выражении. При этом рост составил 14%, стимулом которого являлись инновации. Вторая по объемам категория — «Кондиционеры для белья», рост розничных продаж которых составил 18%. А самыми быстрорастущими категориями рынка бытовой химии стали туалетные блоки (+53%) — рост обеспечили варианты, обеспечивающие потребителям дополнительное удобство; средства для автоматических посудомоечных машин (+40%), продажи которых росли за счет инноваций и более дорогого сегмента; смягчители для воды (+38%) — за счет увеличения объемов упаковки (апсайзинг).

В целом рост объемов упаковки говорит о том, что потребители стремятся покупать большие объемы, чтобы в конечном итоге сэкономить. Наиболее ярко такое поведение проявляется в каналах современной торговли (супер- и гипермаркетах). В отличие от рынка бытовой химии, на рынке средств персонального ухода заметно влияние частных марок. По данным исследования Nielsen, рынок средств персонального ухода вырос на 15%. Самыми быстрорастущими стали категории «Детские влажные салфетки» (+54% по стоимости) и «Жидкое мыло» (31%). Рост обеих обеспечен в том числе и развитием частных марок. На третьем месте по темпам роста — «Детские подгузники» (+30%), где стимулом для роста стал апсайзинг упаковки.

Прорывом года на рынке средств персонального ухода стал мужской сегмент. Российские мужчины стали больше внимания уделять своей внешности и уходу за собой. «Мужские» сегменты крупнейших категорий продемонстрировали впечатляющий рост: шампуни — на 65% по стоимости; дезодоранты — на 17%; гели для душа — на 58%. Влияние роста цен в непродовольственных категориях на объемы продаж в физическом выражении не столь значительно, как в продовольственной сфере.

«Россия по-прежнему является одной из самых быстрорастущих экономик мира, и рост потребления является важным стимулом для развития национальной экономики. В 2008 году только на товары повседневного спроса — продукты питания, напитки, бытовую химию, средства персонального ухода, сигареты и корма для животных —россияне потратили на 15% больше», — комментирует Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе. — Однако нарастание экономической нестабильности может привести к замедлению темпов роста рынка к концу 2008-го и в начале 2009 года. И изменения уже заметны. Россия — в числе стран с самыми высокими темпами роста продовольственной инфляции в Европе.

Рост цен заставил россиян изменить свое покупательское поведение при пополнении своей корзины каждодневных товаров. Для ритейлеров и для производителей товаров повседневного спроса сложившаяся ситуация может нести как и угрозы, так и новые возможности для роста», — отмечает Михалис Кристу.«По сравнению с Центральной и Восточной Европой российский потребительский рынок находится в привилегированном положении. Россия в числе рынков с самым высоким уровнем потребительского доверия. Что и не удивительно: высокие темпы роста потребительских доходов в предыдущие годы и нефтяные деньги в государственном стабфонде оставляют россиянам надежду на то, что экономика страны выстоит в глобальном финансовом кризисе», — добавляет Леннарт Бенгтссон, президент Nielsen EEMEA (Eastern Europe, Middle East and Africa — регион Восточная Европа, Ближний Восток и Африка).

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.