В последние годы российские предприятия осознали необходимость регистрации товарных знаков, о чем свидетельствует растущее количество заявок. Популярность именно этого объекта промышленной собственности обусловлена несколькими причинами: быстрым развитием рыночных отношений, стремлением выделиться на рынке отечественных производителей товаров и услуг, бурным вступлением на наш рынок иностранных фирм, низкими ‑ до прошлого года ‑ пошлинами за подачу заявки на ТЗ и т.д.

В это же время произошло несколько громких судебных процессов о незаконном использование «раскрученных», как теперь принято говорить, товарных знаков. Имели место даже прецеденты, когда в регионах отслеживались фирмы, которые увеличивали товарооборот, использовали свой товарный знак, но его не регистрировали. Эти знаки регистрировали сторонние организации и предъявляли претензии, по сути, истинным владельцам. А сколько было случаев, когда торговые агенты или представители фирм регистрировали товарные знаки своих хозяев.

Что же такое товарный знак с точки зрения современного законодательства и чем нужно руководствоваться при его регистрации?

27 декабря 2002 г. введен в действие ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров”».

В соответствии с этим законом, товарный знак и знак обслуживания ‑ обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими или физическими лицами (ст. 1).

Товарные знаки в соответствии с международной практикой регистрируются по 45 классам МКТУ (Международная классификация товаров и услуг, 8-я редакция). А это говорит о том, что, если знак зарегистрирован, например, только по 5-му и 6-му классам, то в остальных классах он не имеет правовой охраны для этих юридических или физических лиц для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Следует отметить, что, в соответствии со ст. 2 ФЗ, обладателем исключительного права на товарный знак теперь является правообладатель, а не владелец, как ранее. Кроме того, субъектами права стали как юридическое лицо, так и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Согласно ст. 3 закона, на зарегистрированный ТЗ выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Особое внимание следует обратить внимание на ст. 4, посвященную исключительным правам на товарный знак, а именно, на пункт о нарушениях этих прав: «Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Такое определение мы видим впервые.

В ст. 5 определены виды товарных знаков: словесные (логотипы), изобразительные, объемные и другие обозначения и комбинации. Приведем несколько примеров.

Изобразительные товарные знаки.

  1. RU. № 097031, дата регистрации ‑ 24.06.1991 г. Владелец ‑ совместное советско-американское предприятие «Эрмитаж». Знак перерегистрированный (646) (рисунок 1).

  2. RU. №  090471, дата регистрации 20.08.1990 г. Владелец тот же (рисунок 2).

Комбинированные товарные знаки ‑ словесная и изобразительная композиция.

  1. RU. № 230245, дата регистрации ‑ 05.12.2002 г. Владелец ‑ ООО «ТВ-Медиа», Москва (рисунок 3).

  2. RU. № 125282, дата регистрации ‑ 28.04.1995 г. Владелец ‑ Государственный исторический музей, Москва (рисунок 4).

Следует отметить, что ТЗ может быть зарегистрирован в любом цветовом сочетании. Однако регистрация товарного знака в каком-либо цветовом сочетании не защищает его в черно-белом сочетании.

Ст. 6 и 7 посвящены основаниям для отказа в регистрации. Ст.6 определят различительные способности товарного знака. Особое внимание следует обратить на п. 1 ст. 6, содержащий одно из принципиальных положений закона ‑ разрешение регистрации обозначения, если оно приобрело различительную способность в результате использования.

Согласно п. 3 ст.6, не могут быть зарегистрированы обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя, а также противоречащие общественным интересам. Здесь следует напомнить об обозначениях, искажающих русский язык («Руски» «Длинос»). В соответствии с новыми правилами по составлению заявок на товарные знаки, по заявкам на такие товарные знаки будут отказывать.

П. 4 ст. 6 усилен в практической деятельности «Законом об объектах культурного наследия, памятниках культуры народов РФ», принятым 25.06.2002 г., а также Указом Президента РФ от 30.11.2002 г. «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ». Таким образом, введен запрет на регистрацию обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с названиями или изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов России или объектов всемирного, культурного или природного наследия, без получения на это соответствующего согласия в установленном порядке.

П. 5 ст. 6  содержит еще одно важное дополнение, не допускающее регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, сопровождающих вина или крепкие спиртные напитки, если такие обозначения могут восприниматься как указания на конкретную территорию, не являющуюся местом производства (происхождения) этих продуктов.

Согласно п. 2 ст. 7, «не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров…».

Далее отметим некоторые нюансы, возникающие при регистрации заявки в соответствии с новым законом.

П. 7 ст. 8 гласит, что после подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки в соответствии с установленным порядком.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые процедурные изменения, содержащиеся п. 6 ст. 9. В случае подачи заявок на тождественные товарные знаки разными заявителями, имеющими одну и ту же дату приоритета, между заявителями должно быть заключено соглашение, на основе которого регистрация должна быть произведена на имя одно из них. В случае если в течение шести месяцев с даты получения соответствующих уведомлений от заявителей не поступит ходатайство о продлении срока или соглашение о том, по какой заявке испрашивается регистрация, заявки признаются отклоненными.

Знаменательное положение содержится в ст. 28 гл. 6, согласно которой прекращение представления правовой охраны товарному знаку происходит в случаях:

  1. Регистрации товарного знака на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на товарный знак в одной из стран участниц Парижской конвенции, без разрешения правообладателя, если только агент или представитель не представит доказательств, оправдывающих его действий;

  2. Решения Федерального антимонопольного органа о том, что регистрация знака, послужившая основанием для предоставления ему правовой охраны, является актом недобросовестной конкуренции.

В следующей публикации мы поговорим о коллективном, общеизвестном знаке, коснемся норм, претерпевших изменения в отношении наименования мест происхождения товаров.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.