Управляющий директор компании Heineken в Беларуси Алексей Черняев. Фото: tut.by

О развитии пивной промышленности в студии Tut.by рассказал управляющий директор компании Heineken в Беларуси Алексей Черняев.

— В Беларуси по данным «Белгоспищепрома» в январе-октябре этого года произведено 33 миллиона 664 тысячи дал пива, что на 16,6% больше, чем за тот же период 2009 года. При этом в октябре этого года по сравнению с октябрем прошлого рост составил 28,1%. Как вы оцениваете перспективу рынка? Продолжится ли рост?

— Я хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что данная динамика характерна только для второй половины года. Первая половина года имела абсолютно другую динамику: объем производства не только не рос, а даже сокращался. Связано это, на наш взгляд, с двумя основными факторами: первый — это существенное повышение акциза на пиво с 1 января более чем на 50%, второй — достаточно суровая зима как в самой Беларуси, так и у ближайших соседей. Все это оказало достаточно существенное влияние на объем производства и объем продаж, на динамику экспорта. Однако начиная с мая, эта динамика кардинально изменилась: было теплое лето, вернулся спрос потребителей к пиву и безалгокольной продукции. Люди привыкли к более высокой цене, и потребление как пива, так и безалкогольных напитков росло, и эта динамика продолжилась не только летом, но и в сентябре-октябре.

Что касается нашего видения дальнейшего развития, хотел бы сказать, что здесь есть факторы, на которые влияем мы, и есть те, на которые мы не можем влиять. Мы будем продолжать действия по поддержке продаж, по их увеличению и развитию, однако ни погодные условия, ни акцизная политика государства не находятся в сфере наших влияний. Поэтому мы не ожидаем существенного роста рынка пива в следующем году. Мы оцениваем рост в пределах 2-3% к базе этого года.

— Рост производства — это хорошо, но одно дело — произвести, и совсем другое — продать. Белорусское пиво продается не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. «Белгоспищепром» сообщает, что в январе-октябре этого года пивоваренные заводы Беларуси увеличили экспорт пива в 2,5 раза по отношению к показателю за тот же период прошлого года. Куда экспортируется белорусское пиво?

— Белорусское пиво, в основном, экспортируется нашим соседям — в Российскую Федерацию, Украину, прибалтийские республики. Что касается нашей компании, то доля России в общей доле нашего экспорта составляет около 30%, Литвы — порядка 26%, далее идут Латвия, Эстония, Молдова, Казахстан.

Что касается экспорта белорусского пива в целом, я хотел бы обратить ваше внимание на тенденцию так называемого контрактного розлива, когда белорусские предприятия разливают продукцию торговых марок, не принадлежащих им, для какого-то клиента либо заказчика за пределами Беларуси. На мой взгляд, это никуда не ведущая дорога.

— Это то же самое, как если бы мы собирали автомобиль для какого-то заказчика.

— Дело в том, что когда торговая марка вам не принадлежит, в любой момент заказчик может ее забрать и передать другому предприятию, где ему более выгодно разливать. Это не постоянный экспорт. Другой вид экспорта — это когда компании Беларуси продвигают на рынках ближайших соседей собственные торговые марки.

— За счет чего за последние полгода экспорт повысился в 2,5 раза? Благодаря розливу чужого пива или повышению за рубежом интереса к белорусскому?

— Наша компания не осуществляет контрактный розлив: вся продукция, которую мы экспортировали в этом году, принадлежит нашей торговой марке либо нашим аффилированным компаниям. Что касается, других производителей, то, действительно, есть крупные производители, которые подписали достаточно объемные договоры по контрактному розливу. На наш взгляд, часть этого существенного роста была достигнута как раз благодаря этому контрактному розливу.

— На внутреннем рынке немалую конкуренцию нашим производителям составляют российские и украинские производители. Как меняются предпочтения белоруски потребителей? Не проигрывает ли белорусское пиво в борьбе за сердца и умы любителей этого напитка?

— К сожалению, вынужден констатировать, что за последние три года доля импорта на территорию Беларуси выросла более чем в два раза. Основным импортером пива в Беларусь является Российская Федерация. Общая доля импорта в октябре составила 34%, хотя еще три года назад это было порядка 15%. Потребитель голосует кошельком, и мы видим, что он в каких-то случаях отдает предпочтение небелорусскому пиву. С другой стороны, лично мне это достаточно странно, потому что ни Россия, ни Украина не являются исконно пивоваренными странами, не имеют таких глубоких традиций пивоварения, и предпочтения потребителей для нас достаточно непонятны: импорт из Чехии, Германии — исконно пивных стран — на порядок ниже, чем из Российской Федерации.

— С чем это связать? Может быть, белорусы не готовы платить такие деньги за пиво?

— Ценовая политика играет свою роль. По нашей информации, для импорта из Европейского союза пивоваренной продукции существуют заградительные пошлины, что сказывается на цене на полке. Стоимость пива из Российской Федерации соизмерима с белорусской продукцией. За последние годы ценовая политика для российских брендов изменяется: если раньше они позиционировались как высокий ценовой сегмент, то сейчас потихоньку цена снижается и приближается к ценам на белорусские торговые марки. Это находит свой отклик у потребителя, и потребитель все чаще выбирает именно импортное пиво.

— Были ли у Вас планы по импорту в Беларусь именитых немецких, чешских, бельгийских марок? Ведь наверняка в Беларуси есть узкий сегмент покупателей, которые покупали бы такой импорт?

— Такой сегмент, действительно, есть. Однако поскольку сегмент узкий, экономическая целесообразность под большим вопросом. Наша компания осознанно сместила политику в область развития белорусских торговых марок и продвижения их на белорусском рынке. Ввозить торговые марки из третьих стран и на них зарабатывать для нас не так интересно. У нас здесь производственная площадка, два пивоваренных завода и один солодовенный завод, их нужно загружать, соответственно, на этом и строится наша политика.

— Вы упомянули, что более чем на 50% вырос акциз на пиво в прошлом году. Какова доля акциза в цене продукции? Как акцизная политика влияет на развитие пивоваренной отрасли?

— В настоящий момент акциз на пивоваренный продукт с содержанием алкоголя менее 7% составляет 325 рублей на литр. Акциз платит производитель, и в доле отпускной цены с завода это является существенной величиной. Если говорить о влиянии акциза на динамику продаж, то хотел бы обратить ваше внимание на то, что нельзя рассматривать акциз на пиво отдельно: нужно смотреть на акцизную политику для всей алкогольной продукции. Здесь есть два пути. Можно рассмотреть пример Российской Федерации, где существенно увеличиваются акцизы на пиво и не так существенно на крепкий алкоголь. Объемы производства и продаж пива, несмотря на жаркое лето, падают; более того, в большинстве субъектов Российской Федерации потребитель начинает переключаться на крепкий алкоголь. Есть вторая модель, европейская, когда акцизная политика стимулирует переход от потребления крепкого алкоголя на менее крепкий. Мы говорим не только о пиве — это могут быть натуральные вина, натуральные коктейли. Тогда происходит либо стимулирование рынка, либо, наоборот, его уменьшение.

— На развитие отрасли влияет и маркетинговая политика. Ограничения в рекламе затронули всех производителей пива. Стало ли труднее работать? Стали ли покупатели меньше обращать внимание на белорусские бренды?

— Хорошо то, что изменения коснулись всех в одинаковой мере. То, что ограничения серьезные, — это несомненно. Что касается всего рынка телевизионной рекламы, по нашей информации в 2009 году по отношению к 2008 рынок телерекламы в Беларуси существенно сократился. В 2010 году мы не ожидаем роста по сравнению с 2009, думаем, что будет примерно в тех же пределах. Что будет дальше, покажет время, поскольку дальнейшие ограничения телевизионной рекламы либо рекламы пива скажется как на рынке в целом, так и на возможности продвижения торговых марок: данное ограничение, в первую очередь, оказывает влияние на креатив. Все рекламы становятся похожими: указывается продукт, его основные характеристики, и сделать что-то выдающееся в данных ограничениях достаточно сложно. Не говорю, что невозможно, но сложно. При дальнейшем ограничении это станет практически невозможно. Тогда действия по продвижению продукта на рынке перейдут из области телевизионной рекламы в другие области, и мы видим, что так и происходит. Зайдите в торговый центр, и вы увидите, что производители пива сейчас существенное внимание уделяют именно продвижению продукта у полки, рядом с полкой, и непосредственно оказывают влияние на выбор потребителя в месте, где делается покупка.

Я всегда говорил и подтверждаю, что от хорошей, здоровой конкуренции на рынке в первую очередь выигрывает потребитель. Производителю сложнее работать, однако потребитель всегда выигрывает.

Ваше имя

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.