15.11.2005

Изменчивый картон 

Цены на картон, как и на все остальные товары в нашей стране, имеют устойчивую тенденцию к росту. Причин этому несколько: рост цен на сырье для производства картона и тарифов «естественных» монополистов, ситуации на рынке, разница спроса и предложения.

Впрочем, иногда повышение цен одновременно всеми отечественными производителями картона вызывает подозрение в сговоре. И этому не мешает даже отсутствие сегодня монопольного игрока на этом рынке. Раздробленность явно не стала помехой для производителей картона, когда они одновременно повысили цены на свою продукцию в июле и августе 2004 г. С начала июля 2004 г. целлюлозно-бумажные комбинаты повысили на 3—5 % цены на картон белый и крафт, которые используются при производстве упаковки из картона. С 1 июля ОАО «Архбум» повысило цены на картон на 4—5%, на бумагу — на 3—4%; ОАО «Нойзидлер Сыктывкар» подняло цены на картон белый и крафт на 4—5 %; бумага производства ООО «Уралбумага» подорожала на 3—4 %. В июньских контрактах цены на картон-крафт колебались от 11 до 15 тыс. руб. за тонну.
После этого целлюлозно-бумажные комбинаты, причем все одновременно, объявили о повышении цен на 8 % с 1 августа. Таким образом, сырье для производства гофротары подорожало в среднем на 12—13 %.

Причины роста цен

Для компаний — производителей упаковки из картона доля сырья в себестоимости готовой продукции составляет 63 % (иногда и больше — до 75 %). На целлюлозно-бумажных комбинатах повышение цен объясняют ростом издержек, а также техническими аспектами. Попробуем выяснить причины этого роста цен.

Традиционно пересмотр цен происходил в конце лета (когда комбинаты останавливают часть мощностей для профилактики и сокращают производство) и перед Новым годом, когда наблюдается рост спроса на упаковку, однако в 2004 г. ажиотаж на рынке начался раньше, что связывают с ранней остановкой комбинатов. В качестве одной из непосредственных причин видится некоторое сокращение производства «Архбумом» и «Нойзидлер Сыктывкар» в связи с ежегодными профилактическими ремонтными работами. Некоторые же потребители картона говорят о том, что рынок монополизирован крупными поставщиками, и подозревают, что при повышении цен на продукцию производители действовали по договоренности между собой.

Такое повышение стало возможным вследствие следующих обстоятельств. Высокие темпы роста спроса на гофротару (в среднем на 20 % в 1999—2001 гг.) и относительно низкие барьеры входа на рынок обусловили быстрый приход в отрасль новых игроков и значительный рост производства этой продукции. Уже начиная с 2001 г. темпы роста производства начали опережать темпы роста потребления на 3—3,5 %. Рост этот происходил, в первую очередь, за счет дозагрузки незадействованных с начала 1990-х гг. производственных мощностей заводов, затем — за счет модернизации и перепрофилирования работающих технологических линий. При этом за все пять лет роста спроса на картон в нашей стране не было введено ни одного нового ЦБК, что объясняется слишком большой стоимостью такого строительства (от 300 млн до 1 млрд долл. США). К 2004 г. процесс интенсивного роста производства уже не мог опираться на незадействованные ресурсы и скрытые возможности, притом что спрос продолжал расти. На рынке картона возник дефицит предложения, и цены, естественно, поползли вверх.

В этот же период в России наметилась четкая тенденция роста спроса на сложные виды гофропродукции, стабильное производство которых не по силам многим мелким и средним производителям. При этом потребление простых гофрокоробов — основной продукции мелких игроков — снизилось с 50 до 25 % от общего объема рынка. Все это привело к уменьшению доли рынка, занятой мелкими производителями. В то же время, в 2002—2003 гг. крупные и средние компании, пытаясь сохранить свои позиции на региональных рынках, увлеклись взаимным демпингом, и в результате средняя рентабельность производства тарного картона упала до 3—5 %. Вместе с тем, тарифы «естественных» монополистов (ОАО «РЖД», РАО «Газпром», РАО «ЕЭС») не стояли на месте, а ускоренно (по сравнению с темпами инфляции по стране) повышались. В данных условиях, чтобы сохранить прибыль, практически все компании — производители картонов должны были повысить свои расценки. Чтобы вновь не пострадать от «демпинговых войн», лучшим выходом стало одновременное повышение цен всеми компаниями.

Естественно, что вслед за повышением цен на тарный картон должен был подорожать и изготавливаемый из него гофрокартон. В летнем интервью изданию «Финанс» (№ 27/2004) Юрий Алпеев, генеральный директор специализирующейся на выпуске гофротары компании «Готэк», сказал: «Удорожание сырья вынуждает нас повышать цены и на собственную продукцию. В зависимости от вида упаковки доля сырья составляет порядка 65—75 % себестоимости. Соответственно, новые контракты с потребителями нашей продукции будут заключаться уже по ценам на 8—10 % выше, чем раньше. Потребители, естественно, этому не рады. Особенно те, в стоимости продукции которых доля упаковки достаточно велика. В первую очередь, это производители бакалейной продукции, которая фасуется в коробки из гофрокартона. Ценовая конкуренция среди них очень высока, поэтому дополнительные издержки могут сильно отразиться на сбыте».

С точки зрения производителей

Сами производители упаковки из картона приводят несколько собственных объяснений того, почему растут цены. Во-первых, целлюлозно-бумажные комбинаты пользуются тем, что спрос на упаковку растет, а значит, рост цен не отразится сильно на объемах сбыта. Во-вторых, комбинаты пользуются хорошей внешней конъюнктурой и низкими пошлинами на экспорт бумажного сырья: экспортная пошлина в 10 % (которая была к тому же отменена в сентябре 2004 г.), не является препятствием для комбинатов, которые иногда до 70 % производимого сырья поставляют за рубеж. В-третьих, комбинаты пользуются тем, что каждый из них фактически не имеет конкурентов внутри страны. Так, лучший по качеству картон-крафт коричневый выпускают всего два предприятия — «Архбум» и «Нойзидлер Сыктывкар». Если брать белый картон, то тут в лидерах производства только «Нойзидлер Сыктывкар». Переключиться на импорт сырья российские компании не могут из-за разницы в стоимости внутреннего и импортного сырья, которая определяется 15-процентной таможенной пошлиной (это тоже позволяет ЦБК повышать цены).

Колебание цен на внешних рынках

Изменение цены картона на внешних рынках тоже влияет на цены на отечественный картон. После вступления России в ВТО и устранения таможенных барьеров это влияние станет еще более заметным. Возможно, это даже приведет к сезонному падению цен на отечественный картон внутри страны. Доля целлюлозы российского происхождения на рынках Европы составляет сегодня 1—2 %, доля российского тарного картона — 4—5 %. «В этих условиях российская ЦБП не может задавать тон на рынке и вынуждена следовать “в фарватер” лидеров, продавая свою продукцию со значительными скидками. Ценовой аутсайд российской целлюлозы, таким образом, связан не только с конъюнктурным влиянием, но и с мировым перепроизводством данного товара», — сказал по этому поводу в интервью «РБК-daily» директор по маркетингу и сбыту ОАО «Архангельский ЦБК» Антон Лойтер.

После июльского повышения цен на картон отечественными производителями новый рост цен нам рынке случился в конце 2004 г., когда были повышены цены на продукцию европейских производителей. Так, Stora Enso подняла цены на картон на 60 евро начиная с 15 декабря 2004 г. Другой крупной игрок на рынке — компания M-Real повысила цены на упаковочный картон на 80 евро с 15 ноября 2004 г. Естественно, что это привело и к росту стоимости упаковки, изготовленной из картона данных производителей. 

Временное затишье

В течение первых пяти месяцев 2005 г. цены на картонную упаковку кардинально не менялись. Причин для этого несколько.

Во-первых, довольно значительный рост цен на упаковку из картона произошел в конце 2004 г. вследствие роста цен на сам картон.

Во-вторых, на рынке продолжается ввод новых мощностей по производству картона. Так, в апреле 2005 г. группа компаний «Готэк» объявила о строительстве в Новомосковске (Тульская обл.) нового завода по производству гофротары. Пуск производства планируется в августе-сентябре 2005 г. Также, лесопромышленная корпорация «Илимп Палп» в марте этого года объявила, что к 2009 г. она планирует приобрести или построить пять предприятий по выпуску гофропродукции с общей годовой мощностью 660 млн м2. «Илим Палп» намерена занять до 25 % рынка гофропродукции в западной России (Северо-Западный, Центральный, Южный и Приволжский регионы).

Что дальше?

В ближайшем будущем можно прогнозировать дальнейшее медленное повышение цен, по скорости сопоставимое с темпами инфляции в нашей стране. Уже сегодня, как признаются многие менеджеры компаний, торгующих картоном, на рынке стало «тесно» и увеличивать нишу своей фирмы с каждым днем становится все труднее. В этой ситуации «задирать» цены самостоятельно никакая компания не сможет. Если значительный рост цен и возможен, то сразу у всех компаний, что мы и видели летом 2004 г.

Возможно ли такое одновременное повышение в ближайшее время? Отвечая на этот вопрос, необходимо не забывать, что одной из главных причин такого роста является рост тарифов «естественных» монополистов, который продолжится и в этом году. В то же время, на 2005-й и 2006 г. большинство аналитиков прогнозируют замедление темпов роста ВВП, в том числе — и отраслей, которые являются главными потребителями упаковки из картона (пищевая, химическая, производство ТНП), что может привести к превышению предложения картона над спросом на рынке, и соответственно, — к падению цен. Впрочем, до конца 2005 г. этот вариант маловероятен.

В настоящее же время рыночные цены на картон у дистрибьюторов довольно сильно отличаются, как и цены на картон одинаковых марок у различных производителей.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.