Как ни печально это признавать, но, похоже, что время для «затягивания поясов потуже» наступило. Проблемы обозначились очень быстро и в равной мере затронули как производителей пластиковой упаковки, так и ее потребителей. Радужные, но, кстати, вполне объективные прогнозы развития пластикового сектора сменились размышлениями на тему «как сохранить достигнутое».
Не внушает оптимизма производителям пластиковой упаковки резкая, начавшаяся осенью, смена запросов производителей пищевых, в частности кондитерских, изделий. Если раньше они проявляли интерес к технологичной, более дорогой, упаковке, то в последнее время возросло, и ощутимо, количество заказов на ее более дешевые эквиваленты. Вызвано это в первую очередь тем, что продажи кондитерских изделий класса премиум сократились в 2008 году почти на треть. Негативные тенденции, полагает Константин Коблов, директор Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков (АКПР), в 2009-м году будут лишь усиливаться. Падение спроса на пластиковую формованную упаковку продолжится. И ожидается, что спад этот будет колебаться в пределах 20–30%. Причем больше всего он затронет тортницы и одноразовую посуду. А микро-контейнеры будут «вытесняться» полиэтиленовыми пакетиками. В производстве коррексов и тортниц ожидаем — и вероятность этого большая — так называемый «обратный процесс»: поливинилхлорид (ПВХ) будет «отвоевывать позиции» у полиэтилентерефталата (ПЭТ). Такое «вытеснение» объяснимо — ПВХ дешевле и легче в обработке. Правда, есть один, очень отрицательный, момент: содержание хлора в составе ПВХ, мягко говоря, не очень полезно для здоровья…
В целях снижения производственных затрат будут, по всей вероятности, все чаще использоваться различные дешевые наполнители. Ситуация, конечно, не из лучших, но для сокращения издержек в кризисных условиях у производителей выбор не богат, и применение более дешевого сырья становится, пожалуй, оптимальным вариантом. Конечно, все это отразится на потребителе, однако у кризиса свои «правила игры», и должно пройти какое-то время, прежде чем начнется возврат к утраченным позициям.
Ставка — на удержание
Оценки перспектив сектора пластиковой упаковки аналитиками рынка выглядят довольно мрачновато. И понятно, что о каком-либо его развитии говорить сегодня не приходится. А есть ли шансы у производителей удержаться «на плаву» в столь трудный, но в любом случае временный, период? Здесь следует отметить, что в течение нескольких лет темпы роста рынка пластиковой упаковки были очень хорошими, не менее 20% в год — с «запасом». И получилось так, что некоторые ведущие компании как будто «предусмотрели» возможность резких изменений в ближайшее время и подготовились к ним. Лучеса Набатова, директор дивизиона компании «Комус-упаковка», например, отмечает, что десять месяцев 2008 года были очень динамичными и благополучными для компании. Пополнен и обновлен ассортимент, увеличена серия изделий с улучшенными эксплуатационными характеристиками на новом высокотехнологичном оборудовании. Немало было сделано и в сфере совершенствования управления. Проведена сертификация на соответствие ISO:9001 и создана система сбалансированных показателей, а также получены первые результаты от внедрения методов бережливого производства. И, главное, сформулирована новая стратегическая цель: создание совершенной операционной системы с самыми низкими издержками в отрасли. Был подготовлен ряд диверсификационных проектов и продолжена работа по укреплению дистрибьюторской сети…
Аналогичные мероприятия проводили и другие ведущие компании рынка пластиковой упаковки: «Росанпак», «Пакко», «Тефо», «Каштан». Более того, лидеры не снижали оборотов и чувствовали себя во всех сегментах рынка пластикой упаковки очень уверенно — качество производимой ими упаковки полностью соответствовало принятым мировым стандартам. Все шло как обычно, «на фоне» возникновения и исчезновения средних и мелких производителей. Доля импорта в пластиковой упаковке продолжала снижаться, оставаясь лишь в небольшом ряде продуктов, пока не производящихся в России. Цены на продукцию ведущих производителей росли вплоть до ноября. Этот месяц стал тем самым «рубежом», который обозначил кризис — спрос начал снижаться, а конкуренция обостряться. «Симптоматичным (для кризиса) и очень неприятным для компании, — подчеркивает Лучеса Набатова, — стало то, что был отложен (полагаю, этого «удара» не избежали и некоторые другие крупные компании) запуск новых инвестпроектов. В остальном наши действия были последовательны, а достижения компании в рамках оптимизации внутренних процессов, повышения эффективности и производительности труда в этот непростой период пришлись как нельзя кстати». Однако потери неизбежны. Например, одним из ключевых показателей в компании «Комус-упаковка» является количество килограммов реализованной готовой продукции на одного сотрудника. И если в 2008 году была поставлена задача увеличить это значение, то в 2009-м важно будет его удерживать.
«Сегодня как никогда, — продолжает Лучеса Набатова, — необходимо уделять больше внимания еще одной очень важной составляющей в нашем бизнесе — отношениям с потребителями. Именно в это трудное время они хотят большей надежности в поставках и снижения расходов на упаковку. А сделать это непросто — надежность обеспечивается ресурсами, которые, как известно, должны оплачиваться. Соответствовать всем выдвигаемым требованиям можно только будучи сильными и эффективными». Одной из серьезных проблем в настоящее время становится тенденция увеличения сроков товарных кредитов. Как будет «выглядеть» производитель, бесперебойно поставляющий упаковку по самым низким ценам и с отсрочкой на полгода, и сколько он «продержится»? Поиск баланса интересов, совместные решения, углубление партнерства между поставщиком и потребителем — вот рецепт выживания в сегодняшней ситуации.
О «плюсах» и «минусах»
Несмотря на сложную обстановку, есть вопросы, которые все равно рано или поздно, но решать придется, считает Сергей Томасов, директор пермской компании «Основание-2». Тем более что основы заложены, и рынок жесткой пластиковой упаковки устойчиво развивался в течение последних двух лет. За это время на рынке пластиковой упаковки обозначились как положительные, так и отрицательные тенденции. И вполне вероятно, что кризис может стать своеобразным «катализатором» в решении накопившихся проблем. К положительным явлениям следует отнести то, что освоение клиентами компании современных способов продаж через торговые сети вызвало потребность в упакованном продукте с характеристиками, отвечающими требованиям современных технологий торговли. А это, в свою очередь, «приводит» к востребованности упаковки, имеющей идентификационные признаки изготовителя и обеспечивающей позиционирование продаваемого продукта и его производителя. И поэтому становится очевидной необходимость создания новой или модернизированной упаковки, что в итоге обязательно будет способствовать росту объема ее продаж.
Отрицательным и очень настораживающим фактором сегодня является возросшая потребность в простой дешевой упаковке. Ее качество, как правило, «находится на границе» допустимых представлений о нем. А о каком-либо серьезном спросе на упаковку европейского или мирового уровня и говорить не приходится — на российском рынке пластиковой упаковки его появление скорее из разряда случайностей. Сей факт является наглядным показателем неразвитости конкуренции. Одна из причин здесь заключается также в том, что в конкурентной борьбе используются примитивные инструменты. Например, стоимость упаковки остается «в стороне» от проблем качества. По мнению Сергея Томасова, должна быть «в корне» изменена сама система общения с клиентом, которого, как правило, очень мало волнует качество и, прежде всего, интересует вопрос цены продукта. Иными словами, в переговорах с производителем главным для заказчика становится принцип «принуждение–деньги», а «интеллектуальная составляющая» — столь важный инструмент в рыночной конкуренции — отходит на задний план. В настоящей же конкуренции необходим и даже обязателен «вектор познавательный», но его, к сожалению, замещают такие, уже упомянутые, составляющие, как «деньги» и «принуждение». Сегодня на рынке очень востребована еще одна, имеющая непосредственное отношение к вопросу качества, составляющая — выстраивание отношений. Именно от них во многом зависит качество продукции.
Определяющим во взаимоотношениях сторон становится такое понятие, как мораль. То есть вся информация, касающаяся бизнеса, должна быть честной и предельно открытой. Необходимо понимание, что любые ее искажения способны нанести ущерб партнеру, и в некоторых случаях — необратимый. Одна из серьезных проблем сегодняшнего рынка — гигантское количество посредников. Конечно, посредничество в цивилизованном виде имеет право на существование. В то же время так называемые посредники выстраивают «особые» (в ущерб производителю) отношения именно с клиентом. Например, производитель, у которого рентабельность производства составляет 3%, бывает вынужден предоставлять скидки до 10–12%. Поэтому более чем очевидно — отношения в этой сфере необходимо менять, и менять кардинально. В настоящее время назрело создание технологий, которые в самые что ни на есть кратчайшие сроки способны будут не только учитывать запросы клиента, но и быстро создавать требуемый продукт. В компании «Основание-2» такая работа уже ведется. Пока она связана с изготовлением оснастки для коррекса. Результат — на изготовление оснастки «под ключ» с точностью «один микрон — по ножам» было потрачено всего лишь 24 часа! Значит, можно и нужно развивать подобные направления.
Тем более что стоимость оснаст ки для изготовления качественного коррекса довольно высока. Скажем, требуется изготовить небольшую — десять тысяч — партию коррексов, а оснастка может стоить 60–70 тыс. рублей. О какой-либо окупаемости в этом случае говорить не приходится. Поэтому вполне понятно стремление свести изготовление оснастки к минимальным временным затратам. Такой подход к производству особенно актуален для производителей пластиковой упаковки, работающих с мелкими и средними фирмами-потребителями, которым не требуются большие объемы. Вместе с тем стоимость тех же коррексов или контейнеров (тортниц) для заказчика должна быть такой же, как в случае миллионной партии. Очевидно также, что сегодня современной фирме — производителю пластиковой упаковки для нормальной стабильной работы необходима инвариантность. То есть использование (с возможностью варьирования) всех имеющихся знаний, и чем больше «набор» последних, тем выше устойчивость всего производства. И сегодня, с наступлением кризисной ситуации, такого рода инновации буквально в каждом звене бизнеса просто необходимы. В них — не только гарантия выживания, но и успешного развития. Кстати, как показали предыдущие трудные в экономическом отношении времена, пищевая, в частности кондитерская, отрасль довольно устойчива по сравнению с другими. В наступившем кризисе самым серьезным может стать кризис платежеспособности предприятий. Если его каким-либо образом удастся преодолеть, то все будет нормально.
Что в перспективе
По мнению экспертов АКПР, как только ситуация на рынке формованной упаковки начнет выправляться и появятся «элементы» устойчивости, предстоит глобальный его передел. Произойдет он потому, что, несмотря на определенные достижения, российский рынок пластиковой упаковки пока еще не оформлен до конца и слабо консолидирован. Наличествуют такие факторы, как масса мелких компаний и достаточно большая маржа. Предстоит укрупнение отрасли. И эти процессы уже пошли. Кто кого будет покупать, кто «выживет», покажет время. И не факт, кстати, что это будут крупные компании. Так, в США в настоящее время в более выгодном положении оказались мелкие региональные производители пластиковой упаковки, а крупные национальные операторы были вынуждены закрываться. А случилось это потому, что у мелких переработчиков выше доля переменных издержек (затрат на сырье и энергию) в себестоимости продукта. Что позволяло безболезненно сокращать объемы производства. На отечественном рынке пластиковой упаковки в ходе передела крупные компании могут стать мелкими и наоборот. Преимущества будет иметь тот производитель, у которого нет кредитных обязательств.
А грамотное, просчитанное вложение средств позволит расшириться, подспорьем при этом может быть и приобретение обесцененных активов. Перспективы перспективами, но уже сейчас некоторые игроки рынка пластиковой упаковки полагают, что необходима государственная поддержка отрасли, в частности, крупных ее производителей. Более того, они уверены, что такого рода «вмешательство» будет способствовать успешной реализации отложенных проектов, а стало быть, появлению и увеличению количества заказов, соответственно — и рабочих мест.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail