Как ни печально это признавать, но, похоже, что время для «затягивания поясов потуже» наступило. Проблемы обозначились очень быстро и в равной мере затронули как производителей пластиковой упаковки, так и ее потребителей. Радужные, но, кстати, вполне объективные прогнозы развития пластикового сектора сменились размышлениями на тему «как сохранить достигнутое».

Не внушает оптимизма производителям пластиковой упаковки резкая, начавшаяся осенью, смена запросов производителей пищевых, в частности кондитерских, изделий. Если раньше они проявляли интерес к технологичной, более дорогой, упаковке, то в последнее время возросло, и ощутимо, количество заказов на ее более дешевые эквиваленты. Вызвано это в первую очередь тем, что продажи кондитерских изделий класса премиум сократились в 2008 году почти на треть. Негативные тенденции, полагает Константин Коблов, директор Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков (АКПР), в 2009-м году будут лишь усиливаться. Падение спроса на пластиковую формованную упаковку продолжится. И ожидается, что спад этот будет колебаться в пределах 20–30%. Причем больше всего он затронет тортницы и одноразовую посуду. А микро-контейнеры будут «вытесняться» полиэтиленовыми пакетиками. В производстве коррексов и тортниц ожидаем — и вероятность этого большая — так называемый «обратный процесс»: поливинилхлорид (ПВХ) будет «отвоевывать позиции» у полиэтилентерефталата (ПЭТ). Такое «вытеснение» объяснимо — ПВХ дешевле и легче в обработке. Правда, есть один, очень отрицательный, момент: содержание хлора в составе ПВХ, мягко говоря, не очень полезно для здоровья…

В целях снижения производственных затрат будут, по всей вероятности, все чаще использоваться различные дешевые наполнители. Ситуация, конечно, не из лучших, но для сокращения издержек в кризисных условиях у производителей выбор не богат, и применение более дешевого сырья становится, пожалуй, оптимальным вариантом. Конечно, все это отразится на потребителе, однако у кризиса свои «правила игры», и должно пройти какое-то время, прежде чем начнется возврат к утраченным позициям.

Ставка — на удержание

Оценки перспектив сектора пластиковой упаковки аналитиками рынка выглядят довольно мрачновато. И понятно, что о каком-либо его развитии говорить сегодня не приходится. А есть ли шансы у производителей удержаться «на плаву» в столь трудный, но в любом случае временный, период? Здесь следует отметить, что в течение нескольких лет темпы роста рынка пластиковой упаковки были очень хорошими, не менее 20% в год — с «запасом». И получилось так, что некоторые ведущие компании как будто «предусмотрели» возможность резких изменений в ближайшее время и подготовились к ним. Лучеса Набатова, директор дивизиона компании «Комус-упаковка», например, отмечает, что десять месяцев 2008 года были очень динамичными и благополучными для компании. Пополнен и обновлен ассортимент, увеличена серия изделий с улучшенными эксплуатационными характеристиками на новом  высокотехнологичном оборудовании. Немало было сделано и в сфере совершенствования управления. Проведена сертификация на соответствие ISO:9001 и создана система  сбалансированных показателей, а также получены первые результаты от внедрения методов бережливого производства. И, главное, сформулирована новая стратегическая цель: создание совершенной операционной системы с самыми низкими издержками в отрасли. Был подготовлен ряд диверсификационных проектов и продолжена работа по укреплению дистрибьюторской сети…

Аналогичные мероприятия проводили и другие ведущие компании рынка пластиковой упаковки: «Росанпак», «Пакко», «Тефо», «Каштан». Более того, лидеры не снижали оборотов и чувствовали себя во всех сегментах рынка пластикой упаковки очень уверенно — качество производимой ими упаковки полностью соответствовало принятым мировым стандартам. Все шло как обычно, «на фоне» возникновения и исчезновения средних и мелких производителей. Доля импорта в пластиковой упаковке продолжала снижаться, оставаясь лишь в небольшом ряде продуктов, пока не производящихся в России. Цены на продукцию ведущих производителей росли вплоть до ноября. Этот месяц стал тем самым «рубежом», который обозначил кризис — спрос начал снижаться, а конкуренция обостряться. «Симптоматичным (для кризиса) и очень неприятным для компании, — подчеркивает Лучеса Набатова, — стало то, что был отложен (полагаю, этого «удара» не избежали и некоторые другие крупные компании) запуск новых инвестпроектов. В остальном наши действия были последовательны, а достижения компании в рамках оптимизации внутренних процессов, повышения эффективности и производительности труда в этот непростой период пришлись как нельзя кстати». Однако потери неизбежны. Например, одним из ключевых показателей в компании «Комус-упаковка» является количество килограммов реализованной готовой продукции на одного сотрудника. И если в 2008 году была поставлена задача увеличить это значение, то в 2009-м важно будет его удерживать.

«Сегодня как никогда, — продолжает Лучеса Набатова, — необходимо уделять больше внимания еще одной очень важной составляющей в нашем бизнесе — отношениям с потребителями. Именно в это трудное время они хотят большей надежности в поставках и снижения расходов на упаковку. А сделать это непросто — надежность обеспечивается ресурсами, которые, как известно, должны оплачиваться. Соответствовать всем выдвигаемым требованиям  можно только будучи сильными и эффективными». Одной из серьезных проблем в настоящее время становится тенденция увеличения сроков товарных кредитов. Как будет «выглядеть» производитель, бесперебойно поставляющий упаковку по самым низким ценам и с отсрочкой на полгода, и сколько он «продержится»? Поиск баланса интересов, совместные решения, углубление партнерства между поставщиком и потребителем — вот рецепт выживания в сегодняшней ситуации.

О «плюсах» и «минусах»

Несмотря на сложную обстановку, есть вопросы, которые все равно рано или поздно, но решать придется, считает Сергей Томасов, директор пермской компании «Основание-2». Тем более что основы заложены, и рынок жесткой пластиковой упаковки устойчиво развивался в течение последних двух лет. За это время на рынке пластиковой упаковки обозначились как положительные, так и отрицательные тенденции. И вполне вероятно, что кризис может стать своеобразным «катализатором» в решении накопившихся проблем. К положительным явлениям следует отнести то, что освоение клиентами компании современных способов продаж через торговые сети вызвало потребность в упакованном продукте с характеристиками, отвечающими требованиям современных технологий торговли. А это, в свою очередь, «приводит» к востребованности упаковки, имеющей идентификационные признаки изготовителя и обеспечивающей позиционирование продаваемого продукта и его производителя. И поэтому становится очевидной необходимость создания новой или модернизированной упаковки, что в итоге обязательно будет способствовать росту объема ее продаж.

Отрицательным и очень настораживающим фактором сегодня является возросшая потребность в простой дешевой упаковке. Ее качество, как правило, «находится на границе» допустимых представлений о нем. А о каком-либо серьезном спросе на упаковку европейского или мирового уровня и говорить не приходится — на российском рынке пластиковой упаковки его появление скорее из разряда случайностей. Сей факт является наглядным показателем неразвитости конкуренции. Одна из причин здесь заключается также в том, что в конкурентной борьбе используются примитивные инструменты. Например, стоимость упаковки остается «в стороне» от проблем качества. По мнению Сергея Томасова, должна быть «в корне» изменена сама система общения с клиентом, которого, как правило, очень мало волнует качество и, прежде всего, интересует вопрос цены продукта. Иными словами, в переговорах с производителем главным для заказчика становится принцип «принуждение–деньги», а «интеллектуальная составляющая» — столь важный инструмент в рыночной конкуренции — отходит на задний план. В настоящей же конкуренции необходим и даже обязателен «вектор познавательный», но его, к сожалению, замещают такие, уже упомянутые, составляющие, как «деньги» и «принуждение». Сегодня на рынке очень востребована еще одна, имеющая непосредственное отношение к вопросу качества, составляющая — выстраивание отношений. Именно от них во многом зависит качество продукции.

Определяющим во взаимоотношениях сторон становится такое понятие, как мораль. То есть вся информация, касающаяся бизнеса, должна быть честной и предельно открытой. Необходимо понимание, что любые ее искажения способны нанести ущерб партнеру, и в некоторых случаях — необратимый. Одна из серьезных проблем сегодняшнего рынка — гигантское количество посредников. Конечно, посредничество в цивилизованном виде имеет право на существование. В то же время так называемые посредники выстраивают «особые» (в ущерб производителю) отношения именно с клиентом. Например, производитель, у которого рентабельность производства составляет 3%, бывает вынужден предоставлять скидки до 10–12%. Поэтому более чем очевидно — отношения в этой сфере необходимо менять, и менять кардинально. В настоящее время назрело создание технологий, которые в самые что ни на есть кратчайшие сроки способны будут не только учитывать запросы клиента, но и быстро создавать требуемый продукт. В компании «Основание-2» такая работа уже ведется. Пока она связана с изготовлением оснастки для коррекса. Результат — на изготовление оснастки «под ключ» с точностью «один микрон — по ножам» было потрачено всего лишь 24 часа! Значит, можно и нужно развивать подобные направления.

Тем более что стоимость оснаст ки для изготовления качественного коррекса довольно высока. Скажем, требуется изготовить небольшую — десять тысяч — партию коррексов, а оснастка может стоить 60–70 тыс. рублей. О какой-либо окупаемости в этом случае говорить не приходится. Поэтому вполне понятно стремление свести изготовление оснастки к минимальным временным затратам. Такой подход к производству особенно актуален для производителей пластиковой упаковки, работающих с мелкими и средними фирмами-потребителями, которым не требуются большие объемы. Вместе с тем стоимость тех же коррексов или контейнеров (тортниц) для заказчика должна быть такой же, как в случае миллионной партии. Очевидно также, что сегодня современной фирме — производителю пластиковой упаковки для нормальной стабильной работы необходима инвариантность. То есть использование (с возможностью варьирования) всех имеющихся знаний, и чем больше «набор» последних, тем выше устойчивость всего производства. И сегодня, с наступлением кризисной ситуации, такого рода инновации буквально в каждом звене бизнеса просто необходимы. В них — не только гарантия выживания, но и успешного развития. Кстати, как показали предыдущие трудные в экономическом отношении времена, пищевая, в частности кондитерская, отрасль довольно устойчива по сравнению с другими. В наступившем кризисе самым серьезным может стать кризис платежеспособности предприятий. Если его каким-либо образом удастся преодолеть, то все будет нормально.

Что в перспективе

По мнению экспертов АКПР, как только ситуация на рынке формованной упаковки начнет выправляться и появятся «элементы» устойчивости, предстоит глобальный его передел. Произойдет он потому, что, несмотря на  определенные достижения, российский рынок пластиковой упаковки пока еще не оформлен до конца и слабо консолидирован. Наличествуют такие факторы, как масса мелких компаний и достаточно большая маржа. Предстоит укрупнение отрасли. И эти процессы уже пошли. Кто кого будет покупать, кто «выживет», покажет время. И не факт, кстати, что это будут крупные компании. Так, в США в настоящее время в более выгодном положении оказались мелкие региональные производители пластиковой упаковки, а крупные национальные операторы были вынуждены закрываться. А случилось это потому, что у мелких переработчиков выше доля переменных издержек (затрат на сырье и энергию) в себестоимости продукта. Что позволяло безболезненно сокращать объемы производства. На отечественном рынке пластиковой упаковки в ходе передела крупные компании могут стать мелкими и наоборот. Преимущества будет иметь тот производитель, у которого нет кредитных обязательств.

А грамотное, просчитанное вложение средств позволит расшириться, подспорьем при этом может быть и приобретение обесцененных активов. Перспективы перспективами, но уже сейчас некоторые игроки рынка пластиковой упаковки полагают, что необходима государственная поддержка отрасли, в частности, крупных ее производителей. Более того, они уверены, что такого рода «вмешательство» будет способствовать успешной реализации отложенных проектов, а стало быть, появлению и увеличению количества заказов, соответственно — и рабочих мест.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.