Согласно опросам, подавляющее большинство покупателей изучает этикетки продуктов и хочет покупать безопасные и качественные товары. Однако существующая маркировка часто не помогает потребителям, а дезинформирует их. Этому способствует:

· Название продуктов, вводящее в заблуждение.

· Мелкий шрифт на этикетке;

· Неполные данные о составе;

· Отсутствие информации на русском языке;

Два года Росконтроль проводит мониторинг качества и безопасности продукции на российском рынке. Было проверено более трех тысяч наименований пищевых продуктов, в том числе почти пятьсот — в испытательных лабораториях. При этом каждый пятый товар имеет нарушения в маркировке, которые можно выявить «невооруженным глазом» — не проводя экспертизу. Представители Союза Потребителей неоднократно информировали производителей и потребителей о выявленных нарушениях, а также обращались в надзорные органы, которыми проводились проверочные мероприятия, подтверждавшие результаты экспертиз Росконтроля.

В рамках спецпроекта «Этикетка без обмана» эксперты проверили несколько тысяч товаров и 10 основных торговых сетей. Как оказалось, недостоверную информацию в маркировке имеет около 60 % товаров, по отдельным категориям — до 80 %. По итогам выявленных нарушений становится очевидно, что действующие технические регламенты не обеспечивают надлежащей защиты прав потребителей в части требований и маркировке продукции. Экспертами подготовлен проект изменений в технический регламент и направлен в уполномоченный орган Правительства РФ, который вправе вносить в ЕЭК предложения об изменениях в технические регламенты.

Молочные продукты: пальмовый жир и транс-жиры

Самой проблемной категорией, по итогам проверок, оказались молочные продукты. Проанализировав этикетки более 1000 товаров эксперты констатировали, что под видом сыра в крупнейших российских супермаркетах массово продаются сырные и «сыроподобные» продукты с пальмовым маслом. Множество нарушений обнаружено при проверке маркировки сливочного масла. На этикетках спредов и кулинарных жиров написано «топленое», «сливочное», «деревенское», «крестьянское», и лишь прочитав текст, написанный мелким шрифтом, можно увидеть, что это вовсе не масло, а продукт, содержащий зачастую помимо пальмового масла вредные для здоровья транс-изомеры жирных кислот, а также различные пищевые добавки — эмульгаторы, красители, консерванты, подсластители и ароматизаторы.

Пальмовое масло кладут также в творог, сгущенное молоко, творожные сырки, мороженое — и получаются некие «продукты» с растительным жиром, которые выдают себя за молочные. Чтобы обмануть потребителей, производители используют названия, напоминающие о натуральном продукте, например, «сгущенка» вместо «сгущенное молоко», «творожок» вместо «творог» и так далее.

Проблема приобрела такой масштаб, что в Госдуму недавно был внесен законопроект, по которому производители будут обязаны наносить на упаковки подобных продуктов отдельную надпись «продукт содержит пальмовое масло», причем она должна занимать не менее 30% площади этикетки. Но пока закон не принят, потребителям приходится уповать на собственную внимательность и честность изготовителей.

Эксперты Росконтроля считают необходимым: Запретить производителям указывать в составе наименования ингредиентов: «растительное масло», «растительный жир», «растительный белок», «животный белок», обязав изготовителей указывать конкретное наименование жира, масла, белка («пальмовое масло», «коллагеновый белок», «соевый белок» и прочих составляющих).

Держать подальше от детей!

Растительные жиры, чаще всего в виде маргарина, используются также при производстве кондитерских изделий — шоколада, печенья, пряников, конфет, вафель и многих других видов продукции. При этом основными потребителями этих сладостей являются дети, в рационе питания которых маргарин использовать категорически запрещено.

Проверяя самые разные категории продуктов, эксперты обнаружили множество псевдодетских товаров, которые на самом деле нельзя давать детям. Это относится как к кондитерским и хлебобулочным изделиям, так и к колбасам, сосискам и молочным продуктам. Вместо того, чтобы выпускать качественную продукцию, в составе которой только безопасные компоненты, многие изготовители просто оформляют этикетки изображениями персонажей мультфильмов, называют свои продукты, к примеру, «Крошка» или «Малыш» и кладут на полку с детским питанием.

Сыры, упаковки которых оформлены детскими картинками, ничем не отличаются от обычных. Псевдодетские сосиски и колбаса известных производителей и брендов, в том числе, «Велком» («Мясокомбинат «Павловская Слобода»), «Папа может» («Останкинский мясоперерабатывающий комбинат»), «Окраина» («МПЗ Богородский»), содержат запрещенные для детского питания фосфаты и усилитель вкуса глутамат натрия.

Больше всего хлебобулочных изделий, мимикрирующих под детские, эксперты обнаружили в отделе, где продаются сушки и сухарики. Продукцию под названиями «Малютка», «Малышка» и «Детские» производят множество предприятий под разными брендами, и подавляющее большинство из них также содержат маргарин и консерванты, запрещенные в детском питании.

Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль», врач: «Все продукты, предназначенные для детей, по закону должны проходить процедуру государственной регистрации. При этом проводится лабораторная экспертиза, которая показывает, подходит ли продукт для питания детей. Если производитель не уверен в качестве своей продукции, он предпочитает не проходить проверки, а просто оформляет этикетки детскими картинками. В составе при этом могут быть компоненты и добавки, запрещенные для детей — консерванты, красители, фосфаты, усилители вкуса (в мясных продуктах), гидрогенизированные жиры. Наличие в рационе питания ребенка большого количества продуктов, содержащих эти ингредиенты и добавки, может спровоцировать аллергические реакции, а также множество заболеваний, в том числе остеопороз, сахарный диабет, ожирение, болезни сердца и сосудов».

Отдельная тема — «детские» леденцы и газированные напитки. Часто они содержат красители, которые могут вызывать у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — азорубин (Е122), желтый хинолиновый (Е104), желтый «солнечный закат» FCF (Е110), красный очаровательный AC (Е129), понсо 4R (Е124) и тартразин (Е102). Дети, которые часто употребляют «подкрашенные» сладости, становятся чрезмерно активными, не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание, соответственно, плохо запоминают информацию и хуже учатся в школе.

В техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» есть требование, по которому производители обязаны наносить на этикетку отдельную надпись о данных красителях: «Содержит краситель (красители), которые могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей». Однако далеко не все производители соблюдают предписания технических регламентов. Эксперты выявили множество продуктов, на которых предупреждающая надпись отсутствует.

Эксперты Росконтроля считают необходимым: Запретить использование названий, создающих впечатление, что товар предназначен для детей, и размещение рисунков детской тематики (изображения детей, героев детских сказок, мультфильмов и т.д.) на упаковке пищевых продуктов, кроме продуктов специального назначения для питания детей, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

Бытовая химия: о страшном — мелким шрифтом

Из 730 проверенных средств бытовой химии множество оказалось с нарушениями обязательных требований к маркировке. Данные на этикетках большинства чистящих и моющих средств пишут настолько мелким шрифтом, что их практически невозможно прочитать. При этом в составе могут быть токсичные компоненты, которые, проникая через кожу, способны накапливаться в организме, поражая внутренние органы. В этом случае особенно внимательно стоит изучить меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при использовании данных средств.

К примеру, основные действующие компоненты популярных чистящих кремов «Cif» и «Mr.Muscle» — анионные ПАВ (поверхностно-активные вещества), которые могут вызвать раздражение кожи. В состав чистящего средства «Domestos» входит еще более агрессивный компонент — гипохлорит натрия. Использовать данные средства нужно в перчатках, о чем производители должны предупреждать в маркировке.

На этикетках многих импортных средств бытовой химии, в том числе, из Европы («Ecover»), Японии («Lion»), вообще не указаны меры предосторожности, способ применения, отсутствует описание опасности, хотя в составе есть и поверхностно-активные вещества, и щелочные растворители, и дезинфицирующие средства.

Требования к оформлению этикеток средств бытовой химии перечислены в «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)». Однако в данном документе указано только, что «маркировка должна быть нанесена четкими, разборчивыми, легко заметными и несмываемыми буквами». Вот и получается: можно написать состав, меры предосторожности и другие важные данные о товаре любым шрифтом, любого цвета и на любом фоне, чем и пользуются производители.

Эксперты Росконтроля считают необходимым: установить требования к размеру шрифта, которым указывается:

· наименование продукта — не менее 10 пт (при массе/объеме нетто упаковки менее 100 г/100 мл — не менее 8 пт);

· состав продукта и наименование изготовителя — не менее 8 пт (при массе/объеме нетто упаковки менее 100 г/100 мл — не менее 6 пт);

· показатели пищевой ценности продукта — не менее 6 пт.

Псевдомясо и псевдофрукты

Проверка целого ряда категорий продемонстрировала, что далеко не все товары является тем, за что себя выдают. Так, например, |»Говяжьи» сосиски от компании «Микоян» на самом деле содержат менее 2% говядины в составе, а в колбасе «Дикий кабан» от «КампоМос» мяса кабана и вовсе нет. Несоответствие названия товара его сути — вообще повсеместное нарушение в мясной гастрономии. Не отстают и другие продукты. Покупатель не найдет ягод «Чудо-йогурте» со вкусом вишня-черешня, овса в Овсяном печенье и большого количества ржи в хлебе «Ржаное чудо» производства петербургского предприятия «Каравай». Этот список можно продолжать бесконечно. Многие производители рисуют на этикетках продукты, которые вообще могут являться лишь частью сервировки и никакого отношения к содержимому упаковки не имеют.

Эксперты Росконтроля считают необходимым: Запретить использование придуманных названий, не соответствующих основному сырью, из которого изготовлен продукт, а также размещение изображений на упаковке, не соответствующих действительным виду, составу и свойствам продукта.

Продукты, расфасованные в торговых сетях

Самой катастрофической оказалась ситуация с маркировкой продуктов, которые фасуются в магазинах. Росконтроль проверил 10 крупнейших торговых сетей России — «Ашан», «Перекресток», «Пятерочка», «Билла», «Азбука вкуса», «Седьмой континент», «Наш гипермаркет», «Лента», «Метро», «Окей». Выяснилось: ни в одной торговой сети в полной мере не соблюдаются требования к маркировке расфасованных продуктов.

На этикетках, которые в магазинах наклеивают на упаковки колбасы, сыра, других продуктов, зачастую отсутствует необходимая информация о продукции. Во многих случаях не указываются условия хранения, в составе не уточняются наименования пищевых добавок, нет информации об изготовителе. В некоторых сетях этикетки не содержат вообще никакой информации, кроме наименования товара и цены.

Эксперты Росконтроля считают необходимым: Разработать единый для всех торговых сетей стандарт маркировки фасованного товара. Обязать магазины усилить внутренний контроль качества и предоставлять всю необходимую информацию о переупакованном товаре в таком виде, чтобы покупатель мог без затруднений ознакомиться с ней до покупки.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.