Варенье, мармелад и пастила изменили жизнь крепостного из Пензенской губернии Степана Николаева: в совершенстве овладев искусством их приготовления, он в 1804 г. заработал себе на вольную и положил начало будущей кондитерской империи, наследие которой живо до сих пор. Взять хотя бы знаменитый логотип кондитерского концерна «Бабаевский». Изображенный на нем московский дом с рельефным фасадом в стиле модерн принадлежал основателям фабрики и потомкам крепостного кондитера, фабрикантам Абрикосовым. В основе этого феноменально успешного семейного предприятия — гордость производителя и честный бизнес.

Происхождение фамилий, особенно необычных, всегда дело домыслов, но в случае с Абрикосовыми большинство летописцев рода придерживаются версии о сладостях из абрикоса, пастиле и мармеладе, особенно удававшихся Степану Николаеву. За них его якобы и прозвали Абрикосом, а дети мастера уже официально именовались Абрикосовыми. Проверить невозможно. Да и зачем? Звучная фруктовая фамилия отлично подходила кондитерской династии. Гораздо интереснее то, каким образом крепостной помещиков Левашовых, родившийся в 1740-х в селе под Пензой, научился делать фруктовые сладости ресторанного качества. Об этом история тоже умалчивает, известно лишь то, что Степан действительно в этом преуспел, а абрикосов, яблок и слив в окрестных садах было достаточно. Еще более удивительно, что барыня, Анна Петровна, отпустила своего шефа-кондитера «ходить по оброку» в Москву — то есть ездить на заработки. Там изделия Степана тоже, видимо, хорошо продавались, так как он не только исправно платил помещице оброк, но к 1804 г. сумел накопить достаточно денег, чтобы выкупить из крепостных и себя, и свою семью. Правда, было кондитеру на тот момент уже немало лет по тем временам — за 50. Но к тому времени подрастали помощники, сыновья Иван и Василий, которых Степан обучил всем секретам кондитерского ремесла.

В Москве семья открыла собственное маленькое производство: делала сладости на заказ, обслуживая в основном частные торжества — званые приемы и свадьбы. По семейной легенде, за абрикосовую пастилу Степан даже получил благословение игумена Новоспасского монастыря. В 1812 г., после смерти главы семьи, управление фирмой перешло к старшему сыну, 22-летнему Ивану Абрикосову, который получил позволение открыть торговый дом и скоро в соответствии с доходами фирмы стал купцом — сначала третьей, а потом второй гильдии.

Поначалу доходы росли, Иван с братом даже выписали из Пензенской губернии двоюродных братьев в помощь, выкупив из крепостных и их. Но к концу 1830-х дела фирмы начали ухудшаться, прибыль падала. В качестве причины приводится версия, что братья не желали расширять дело. Боясь конкуренции даже со стороны пензенских родственников, Иван Абрикосов с братом стремились сохранить производство маленьким и кустарным, не желая подпускать к семейным рецептам чужаков. А более крупные производители, разумеется, не ждали — росли и развивались, вытесняя мелкого конкурента с рынка. Скоро Абрикосовы обнищали до такой степени, что Ивану пришлось забрать 14-летнего сына Алексея из коммерческого училища и отдать его в услужение на полное обеспечение и 5 руб. в месяц в торговую контору Гофмана. С этого началась карьера будущего кондитерского магната Алексея Абрикосова.

Обрусевший немец из Дрездена Иван Гофман занимался в Москве бакалейной торговлей, у него Абрикосовы и закупали сахар и орехи для своего производства. Немец Гофман был педантичным, организованным человеком, бизнес его процветал, и Алеша Абрикосов, работая у него, освоил основы коммерции и бухгалтерии, хотя начал с того, что открывал двери покупателям, разносил заказы, бегал с мелкими поручениями по всему городу. Но к 18 годам он дослужился до главного бухгалтера. И все потому, что у хозяина фирмы молодой сотрудник был на хорошем счету. Гофман не только продвигал Алексея по службе, но и гарантировал ему постоянный товарный кредит, когда тот решил в 1847 г. открыть свое дело на стороне — маленькое кондитерское производство.

За пять лет до этого фирма Абрикосовых окончательно обанкротилась, их имущество было продано за долги. Экономный Алексей скопил денег на возрождение семейного бизнеса. Иван и Василий Абрикосовы вернулись к любимому делу, но теперь уже руководили несколькими рабочими. Но радость продлилась недолго: братья Абрикосовы умерли с разницей в несколько месяцев, для Алексея их смерть означала большие перемены. Он ушел из конторы Гофмана и полностью посвятил себя своей фирме. Скоро конфетная мастерская снова стала семейным предприятием. В 1849 г. 24-летний Абрикосов удачно женился на 16-летней дочери табачного фабриканта Агриппине Мусатовой. За девушкой давали по тем временам приличное приданое в 5000 руб., которое Алексей вложил в дело. Брак по расчету, как это часто бывает, оказался удивительно прочным: пара прожила вместе всю жизнь, родив 22 ребенка (выжили 17). Жена, а со временем и старшие дети тоже подключились к работе в кондитерской, помогая упаковывать товар. Но это уже не было микроскопическое семейное производство — в мастерской Абрикосова варили варенье, замешивали пастилу, лепили карамель больше двух десятков человек. Глава фирмы, впрочем, помешанный на качестве продукции, многие вещи долгое время не доверял никому — например, выбор фруктов и ягод, за которыми ежедневно сам ездил на рынок.

Внук Степана Николаева не боялся конкуренции, осознавая, что в конфетных морях, как и везде, больше шансов выжить у крупной рыбы — значит, нужно ею стать. Он сосредоточился на производстве и оптовой торговле (фирменные розничные магазины появились уже при следующем поколении Абрикосовых), начал поставлять продукцию другим фирмам, например, своему главному в будущем конкуренту — Фердинанду Эйнему, стал завсегдатаем Нижегородской ярмарки, где наладил связи с купцами из провинции. «Кондитерское заведение в городской части», как именовалась фирма Абрикосова в 1850-х в реестре столичных компаний, с «40 очагами для варки сладостей» скоро стала наращивать темпы производства. К 1873 г. бывшая кустарная мастерская уже была фабрикой, с установленным паровым котлом на 12 л.с., ежегодным объемом производства в 500 т и выручкой в 325 000 руб. В таком виде Алексей Абрикосов передал дело своим сыновьям, а сам занялся тоже весьма успешным, но смежным бизнесом — экспортом чая — и умер в 1904 г. в чине статского советника, присвоенном ему по совокупности заслуг, пережив свою жену всего на несколько лет.

Только четверо из детей фабриканта — Иван, Николай, Владимир и Георгий — так или иначе имели отношение к отцовскому бизнесу, но и их усилий хватило, чтобы обеспечить фирме процветание на десятилетия. Больше других, как представляется, сделал Иван Алексеевич, принявший на себя управление семейным делом. Он начал с покупки сахарных заводов, строительства фабрики в Симферополе (поближе к дешевым крымским фруктам и сезонной рабочей силе), в 1880-х открыл розничную сеть кондитерских лавок по всей стране. При нем доля продаж фабрики Абрикосовых составляла около 50% кондитерского рынка России.

Последним представителем этой кондитерской династии стал выпускник физико-математического факультета МГУ, внук Алексея, Сергей Николаевич Абрикосов, которому досталось самое неблагодарное время. Он удвоил уставный капитал предприятия (до 4 млн руб. в 1916 г.), оснащал фабрики по новейшему слову тогдашней техники и открывал все новые филиалы. Но это, разумеется, не спасло владельца от неизбежного. В 1918 г. фабрика была национализирована советским правительством без выплаты компенсации, а последнему из фабрикантов пришлось бежать из страны. Сергей Абрикосов умер в 1940 г. в Париже.

Парадоксально, но Петр Бабаев, именем которого впоследствии назвали фабрику Абрикосовых, отношения к кондитерскому производству не имел. Зато он был членом Московского комитета РКП(б) и руководил той самой национализацией предприятия. Так что какое-то время на этикетках писали «Фабрика им. рабочего П.А. Бабаева (бывш. Абрикосова)».

В пору расцвета кондитерской империи на ее фабриках выпускалось около 750 наименований кондитерских изделий — кроме традиционных варенья, пастилы и карамели, здесь делали глазированные фрукты (рецепт, выведанный Абрикосовыми в Европе), орехи в сахаре и около 80 видов шоколада. Так что, помимо всего, Абрикосовы — это еще и одна из самых успешных торговых марок дореволюционной России. И дело не только в качестве, высшей оценкой которого, возможно, было присвоение товариществу Абрикосовых в 1899 г. статуса поставщика двора Его Императорского Величества (известно, что цесаревич Алексей был большим любителем абрикосовских конфет). Абрикосовы были новаторами в маркетинге и никогда не скупились на рекламу, выкупая целые полосы в газетах. Это началось еще при Алексее Ивановиче, в жизни человеке, можно сказать, консервативных взглядов, но в бизнесе — удивительно открытом всему новому. Он понял сам и внушил остальным Абрикосовым, что в кондитерском деле форма почти так же важна, как и содержание, а мелочей не бывает. Поэтому в фирменные магазины Абрикосовых нанимали продавщиц с одинаковым цветом волос (в один — только блондинок, в другой — только брюнеток), а упаковке на фабриках товарищества всегда придавалось огромное значение. Здесь с самого начала был свой цех по изготовлению жестяных бонбоньерок, обклеенных бархатом коробочек и фольги для шоколадных зайцев и Дедов Морозов. В дизайне упаковки использовали изображения детей и животных, ведь это так умиляло главных сладкоежек — женщин и детей. Абрикосова называют автором русских «киндер-сюрпризов»: он, дескать, придумал вкладывать открытки и головоломки-сюрпризы в коробки для конфет и шоколадные яйца. Съев содержимое, покупатели не решались выбросить красивые упаковки или вкладыши, храня у себя, таким образом, рекламу производителя, а коллекционеры фантиков покупали все новые конфеты.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.