Важнейший ресурс любой компании — это люди. Одна из основных задач руководства — сделать их работу эффективной и интересной. И если о первом пункте мало кто забывает, то со вторым нередко возникают трудности. Не секрет, что мало какая позиция обходится без рутины, и даже самые творческие профессии требуют порой выполнения однообразных задач. HR-сфера — не исключение: чтобы найти идеального кандидата на вакансию, специалистам приходится сделать сотни звонков и отсмотреть тысячи резюме, что отнимает много времени и энергии.
На помощь приходят современные технологии, которые позволяют автоматизировать многие процессы найма сотрудников, включая поиск подходящих резюме, обзвон потенциальных кандидатов и даже проведение видео-интервью. На данный момент — это основные тренды на рынке HR Tech. Как выяснили эксперты hh.ru, 11% работодателей в России уже применяют искусственный интеллект в работе с персоналом, 49% этого еще не делают, но изучают тему. При этом, 33% компаний в России уверены, что digital-решения однажды полностью изменят роль HR в компании.
Компания Coca-Cola HBC Россия стала одним из пионеров применения современных решений автоматизации рекрутмента в России. Практическими советами и мнением о плюсах и минусах технологии с нами делится Олег Цетович, старший менеджер по подбору персонала Coca-Cola Hellenic Bottling Company в России, Армении и Белоруссии.
С чего все начиналось
В декабре 2017 года мы столкнулись с тем, что из 8 тысяч заявок на участие в программе подготовки будущих менеджеров 1,5 тысячи заявок остались необработанными. Чтобы осуществить такой объем работ, сотрудникам HR-отдела пришлось бы потратить не менее 2-3 недель. Тогда мы приняли решение в рамках пилотного проекта «нанять» всего одного необычного сотрудника - робота «Веру». И мы не ошиблись, ведь менее чем за год использования робот провел предварительный отбор 5 тыс кандидатов.
По сути, «Вера» — это аудио-бот с возможностями персональной настройки параметров под конкретную вакансию. Можно установить язык аудио-бота, выбрать его пол, отрегулировать громкость, тембр и темп речи.
Мы стали использовать робота на этапе предварительного отбора. «Вера» звонила кандидатам и задавала простые квалификационные вопросы. Например, выясняла уровень владения языком, готовность к переезду, какой вуз человек закончил и так далее. Ответы на эти вопросы не требовали глубокого анализа, «Вера» успешно их обрабатывала.
В рамках пилотного проекта всего за один рабочий день «Вера» смогла обзвонить 1,5 тысячи кандидатов на участие в программе подготовки будущих менеджеров. Это был потрясающий результат!
После успешного пилотного проекта мы решили взять «Веру» «в штат» в начале 2018 года и расширить её функционал. В первую очередь, мы хотели посмотреть, удастся ли нам автоматически подбирать сотрудников не на стажировки, а на вакансии для кандидатов с опытом, например, на должности финансовых аналитиков, юристов, специалистов по закупкам, логистов, операторов телефонных продаж.
Основное наше опасение было в том, готовы ли люди разговаривать с роботом, и какой уровень квалификации будет у тех, кто не бросил трубку и продолжил диалог. К нашей радости, отклик был довольно хорошим, в том числе в регионах.
Сейчас робот помогает в массовом подборе торговых представителей, операторов производства и водителей доставки Coca-Cola HBC Россия.
Кстати, интересно, что в ходе тестирования выяснилось, что соискательницы лучше воспринимают звонки с мужским голосом, поэтому к «Вере» присоединился ее «коллега» — робот «Андрей». Например, он помогал в Самаре подбирать специалистов в центр телефонных продаж b2b клиентам.
Обратная связь
Роботы не только прозванивают базу соискателей. Они подключаются к процессу уже на этапе отбора резюме. «Вера» может как работать с пулом кандидатов, загруженным в систему работодателем, так и самостоятельно отбирать резюме по заданным параметрам на рекрутинговых сайтах. Кроме того, робот отправляет электронные письма и SMS с напоминанием об интервью, ссылками на тестирование и результатами собеседования, то есть даёт обратную связь. Например, один из этапов отбора на программу подготовки будущих менеджеров у нас — прохождение электронного теста. С марта 2018 года у нас появилась функция автоматического обзвона тех, кто не прошел тестирование. Этим мы экономим силы и время сотрудников отдела по работе с персоналом и, при этом, не теряем связь с человеком, приглашаем его попробовать свои силы в рамках других наших программ для молодых специалистов.
Входящие звонки
Еще одна зона ответственности робота в нашей компании — прием входящих звонков от кандидатов. Мы организовали специальную телефонную линию с отдельным номером, который был указан на всех наших объявлениях о поиске сотрудников. Речь идет о позициях, на которые мы нанимаем массово: торговые представители, операторы производства, водители доставки. Соискатели сами звонят по указанному номеру, попадают на робота, который, в свою очередь, проводит предварительный отбор кандидатов по базовым требованиям.
Робот — идеальный сотрудник?
Автоматизация, безусловно, дает множество преимуществ, но стоит помнить и о существующих недостатках и сложностях, с которыми вам, возможно, придется столкнуться.
Во-первых, робот никогда полностью не заменит человека. Робот проводит предварительный отбор по заданным формальным критериям, но не может проверить глубокие профессиональные знания или оценить персональные качества кандидата и его соответствие корпоративной культуре компании. Финальное решение всегда остается за рекрутером.
Во-вторых, в общении с роботом есть свои нюансы, к которым не все кандидаты оказываются готовы. Кому-то может не понравиться голос, кого-то смущают паузы в разговоре. Безусловно, предстоит еще довольно большая работа, чтобы люди привыкли к новому формату digital-рекрутинга. Являясь одним из крупнейших игроков на FMCG-рынке, мы пытаемся «обучать рынок», формировать правильное отношение к новым инструментам, как среди соискателей, так и среди работодателей. Диджитализация и автоматизация, в конечном счете, принесут пользу всем участникам рынка труда.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail