Ее бренду MaRussia в этом году исполнилось пять лет, а самому бизнесу — семь. Начался он, по словам бизнесвумен Марии Майской, «абсолютно спонтанно»:

«По первому образованию я историк, 13 лет работала в энергетике — начальником службы по управлению персоналом. Параллельно обучилась на юриста. Когда ушла в декрет, увлеклась здоровым питанием. Изучала этикетки и никак не могла найти чистый шоколад — без лецитина и прочих добавок. Думаю, ну ведь нужны всего-то какао-бобы и сахар…».

Для начала Мария попробовала делать сладости для детей, переплавляя дома готовый бельгийский шоколад. Для стартапа понадобилось 25 тысяч рублей — на личные средства Мария купила сырье и кое-какое оборудование. Вскоре арендовала маленькую производственную кухню. Теперь смеется: «Я же знала, что меня ждет большое будущее! Сразу была настроена вылезать из подполья». В основном у нее заказывали сувенирные фигурки. Маша отливала их в силиконовых формочках — покупных и самодельных. Оборот был невелик, но брать кредит женщина опасалась (и опасается до сих пор). Первые три года просто вкладывала в развитие весь доход.

Общаясь с другими энтузиастами-шоколатье через интернет, она узнала о технологии bean to bar (в переводе с английского — «от боба до плитки»). Бобы обжаривают вручную и долго, до 72 часов, без нагрева перетирают в меланжере — мельнице с гранитными жерновами, которые, в отличие от металлических, не портят вкус и аромат какао. До начала ХХ века шоколад только так и делали, добавился разве что электропривод.

Кстати, к Европе меланжерным шоколадом занимаются мужчины, это дело трудоемкое и монотонное. А у русского bean to bar женское лицо — по крайней мере, так говорят иностранные эксперты.

«Первый меланжер я купила пять лет назад на свои кровные, по еще адекватной цене — 30 тысяч рублей, примерно в 50 тысяч обошлись два мешка бобов, — вспоминает Майская. — Мне все говорили, что я сошла с ума: «Ты себестоимость просчитывала?» Конечно, просчитывала. Но будь я экономистом, вряд ли вообще сделала бы хоть какой-то бизнес. Потихоньку стала делать шоколад, ездить на выставки и ярмарки, растолковывать потенциальным клиентам, почему 500 рублей за 100 граммов — это дешево. Сейчас у нас плитка стоит 330 рублей. В Европе bean to bar в два-три раза дороже, там тоже поражаются, как мы с такими ценами еще держимся».

Шоколад ручной работы распробовали в соседнем Воронеже, появились и оптовые заказчики в других городах — магазины подарков, цветов, фермерской продукции. Справляться в одиночку Маша перестала. Зарегистрировала ИП и наняла помощницу. Зарплату поначалу платила только ей, сама работала за идею. Зато арендовала цех попросторнее, отремонтировала, оборудовала и сертифицировала. Все обошлось примерно в 200 тысяч. На чем-то удалось сэкономить — муж-инженер иногда делает нужную технику своими руками. В 2014-м она выиграла в Тамбове грант для малого бизнеса — 250 тысяч. Хватило на меланжер помощнее (служит до сих пор) и очередную партию бобов. Больше преференций Мария не получала: «Не мешают, и ладно».

Между делом женщина отучилась на технолога пищевого производства, рецептуры для новинок придумывает сама. Ее гордость — премиальный горький шоколад, где, как мечталось, нет ничего, кроме тертого какао и тростникового сахара. Более народные варианты — с добавлением мичуринских яблок или перца, мяты и даже… шампиньонов. Есть и «именные» купажи: подбирают ингредиенты под характер человека, которому подарят шоколадку.

«Все делаем по ГОСТу, даже превосходим его по качеству. Из центра сертификации, куда мы отправляли образцы для анализа, позвонили в изумлении — не могли поверить, что кто-то еще делает шоколад без лишних примесей. Даже в гости к нам попросились! А новые заказчики, бывает, не верят, что за пределами Москвы можно выпускать достойный премиальный продукт», — сетует Мария.

В цехе кроме нее самой работают четыре женщины. Кандидат филологических наук, музработник, парикмахер и дизайнер. Основы ремесла они освоили за месяц, через полгода Маша могла доверить им все, кроме обжарки.

«Помещение подсказали клиенты, — рассказывает шоколадница. — Чем его обставить, решали на ходу: надо было уложиться в неделю после заключения договора аренды. Мы повесили рекламу дореволюционного шоколада, отгородили шкафом лаунж-зону, где можно выпить чаю или кофе. Вот и все! Продаем свою продукцию (в том числе печенье, зефир и карамель ручной работы), крафтовый шоколад из Санкт-Петербурга, Липецка… Кстати, есть коллеги и в Беларуси».

Обращались к ней и отечественные инвесторы. Предлагали хоть 10, хоть 20 миллионов на развитие. А тамбовчанке страшно стало — что с такими суммами делать, как потом отдавать? Снижать себестоимость, теряя в качестве, она не готова. Франшизу продавать — тоже: где гарантия, что партнер не начнет «химичить»? Так что пока сама, потихонечку.

Спрос падает летом и подскакивает перед праздниками, но к нестабильности Мария относится философски. Рентабельность небольшая, но есть? Прекрасно. Появилась пара новых клиентов? Еще лучше.

«Меня тяготят жалобы из серии «люди обнищали, ничего не покупают». Стали разборчивее — да. Но если мы сделаем вкусный и качественный продукт, то человек его купит — пусть кусочек, а не килограмм», — уверена Мария. И продолжает творить.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.