Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не пробовал картошку фри. При этом сам картофель считается традиционным «славянским» продуктом.
С декабря фирменное блюдо «Макдоналдс» — картофель фри стал полностью российским, — не только произведенным, но и выращенным на территории страны. В ОЭЗ «Липецк» в нынешнем году открылся завод по переработке картофеля, построенный поставщиками «Макдоналдс» — ГК «Белая Дача» совместно с международным агрохолдингом Lamb Weston Meijer.
Новый завод станет первой площадкой по производству картофеля фри в России и в перспективе, как ожидается, полностью закроет потребности в импорте этого продукта в нашу страну. Объем инвестиций в проект составил около 8,7 млрд. рублей, на предприятии создано 218 новых рабочих мест. На полную мощность, то есть переработку 200 тысяч тонн картофеля в год, завод планирует выйти в 2019 году.
Большую часть сырья для завода закупают у фермеров, до 30% «Белая Дача» выращивает самостоятельно. Для этого компания организовала собственную производственную базу в Тамбовской области, а также создала целую «экосистему» поставщиков — фермерских хозяйств. За 5 лет подготовки проекта «Белая Дача» обучила фермеров в 16 российских регионах самым современным технологиям, что позволило им повысить урожайность картофеля до 500 центнеров/50 тонн с гектара.
«С открытием завода по производству картофеля фри 98% продукции «Макдоналдс» поставляется российскими предприятиями, а это более 160 компаний-флагманов агропромышленного комплекса РФ», — рассказал Генеральный директор «Макдоналдс» в России Марк Карена.
Открытый в Липецке завод — весьма наглядный пример нового этапа импортозамещения и создания вертикально интегрированных производств. Такие производства обеспечивают весь цикл — от выращивания сырья до его переработки, упаковки, хранения и транспортировки уже готовой продукции. Это позволяет сохранять долговременную ценовую стабильность — даже при условии значительных колебаний курсов валют и при прочих финансовых, в том числе инфляционных рисках.
Сегодня многие предприятия проводят политику импортозамещения, в том числе связанную с введенными против России экономическими санкциями. Однако «Макдоналдс» начал выстраивать локальную сеть поставщиков задолго до этого, а точнее — с первого дня своего присутствия на российском рынке.
«На этапе выхода на российский рынок в 90-е годы в порядке исключения мы вынуждены были сначала построить «Маккомплекс» — производственную площадку и дистрибьюторский центр. Но с первого дня мы старались развивать отечественных поставщиков: в России нашей целью было создание производств мирового класса. Это требовало много времени, особенно на начальном этапе, но сегодня от этого, думаю, выигрывают многие участники рынка. Мы вложили более $50 млн в строительство собственного производства перед тем как передать эти функции сторонним поставщикам. Сегодня в России у нас около 160 поставщиков. Суммарный объем инвестиций «Макдоналдс» в экономику России на сегодня превышает 60 млрд руб. На предприятиях наших поставщиков, благодаря «Макдоналдс», создано более 100 тыс. рабочих мест. Наш бизнес глубоко интегрирован в экономику России», — продолжает Марк Карена.
За 28 лет удалось добиться того, что абсолютное большинство ингредиентов для всех наименований в меню «Макдоналдс» поставляется отечественными компаниями. Осталось заместить лишь две категории — соки и некоторые виды пирожных. «Да, мы можем довести эту долю до 100%, — уверен Марк Карена. — Мы последовательно работаем в этом направлении, но важно понимать, что в зависимости от макроэкономических факторов (например, урожая/неурожая) иногда возникает потребность в импорте того или иного вида продукции. Но наша цель — это 100%, и мы к ней очень близки».
«Российское гражданство» получил и самый знаменитый бургер и «визитная карточка» «Макдоналдс» — Биг Мак. Его ингредиенты — от булочек до котлет из говядины — произведены в РФ. Единственная составная часть бургера, которая приезжает из-за рубежа, — это семена кунжута.
В последние годы бургеры в России очень популярны — соответствующие предприятия общепита открываются чуть ли не каждую неделю, появляются новые неожиданные и даже экспериментальные вкусы (вроде добавления «копченой вишни» или «бездрожжевой булочки из гречневой муки»). Но привычка есть бургеры сформировалась у россиян, пожалуй, во многом благодаря Биг Маку и другим знаменитым «фигурантам» меню «Макдоналдс».
Биг Мак максимально близок к менталитету русского человека, уверен Юрий Шарабакин, генеральный директор «ИстБолт Рус» (поставщик булочек для бургеров «Макдоналдс»): «Еще с советских времен во всех домах жарили котлеты, а дети везде клали эти котлеты на хлеб. Продвинутые мамы добавляли горчицу и огурцы. По сути, это трансформация того, к чему многие привыкли. Да, и на бургере этого не написано, но для «Макдоналдс» очень важно, чтобы в их блюдах были использованы те ингредиенты, которые несут людям пользу. А состав булочки в Биг Маке полезнее, чем какой-либо другой. В ней нет никаких красителей, добавок. Наш перечень ингредиентов существенно меньше, чем у большинства крупных и мелких производителей хлеба. Мы отработали технологию, как не использовать вредные составляющие. Проделали очень долгий путь к тому, чтобы сегодня выпускать продукт, не уступающий другим по вкусу и внешнему виду. А по калорийности наши булочки сопоставимы с простым нарезным батоном».
Многие поставщики работают с «Макдоналдс» уже очень и очень давно, и их бизнес развивался параллельно с развитием компании в России. «В 1989 году на правительственном уровне уже был решен вопрос о том, что «Макдоналдс» придёт к нам, и шёл поиск поставщиков. Наш совхоз «Заречье», где я работал коммерческим директором, был передовым по выращиванию огурцов. Наш генеральный не заинтересовался, а я как-то сразу ухватился. Но и огурцы им нужны были особые.
Меня отправили на производство компании «Девеляй», что под Мюнхеном. Передовое, да ещё и немецкое, - конечно, мне это многое дало. Теперь мы знали, с чего начать: купили оборудование, дубовые бочки, сделали мини-цех. В том же году вырастили первый урожай огурцов для «Макдоналдс», засолили, прошла ферментация, — и выпустили продукцию. Успели как раз к открытию первого ресторана на Пушкинской», — рассказывает историю зарождения своего партнерства с «Макдоналдс» глава ООО «Аграм» Анатолий Ревякин.
В самом конце 80-х, когда готовилось открытие «Макдоналдс» в России, сельское хозяйство и пищевая промышленность страны переживали совсем не простые времена... «Тогда представители сети знакомились со всеми возможными поставщиками, но понимали, что далеко не все «потянут». И поэтому решили строить свой собственный завод. Так в Солнцево появился «Маккомплекс». Там они начали выпускать и котлеты, и булочки, и соусы, и даже пробовали делать картошку фри, но из отечественного сырья она не получалась. Это был единственный завод в мире, который принадлежал «Макдоналдс». Ни в одной другой стране мира такого не было. В середине нулевых они поняли, что ситуация на рынке изменилась, появились новые игроки. «Макдоналдс» принял решение избавиться от «непрофильного» актива. Так весь этот бизнес был разбит на крупные части: линия по производству булочек ушла к «Ист Болт», «Марр Руссия» выиграла тендер на производство котлет и т.д. Наши итальянские партнёры на своем итальянском заводе уже производили котлеты для «Макдоналдс». И в конце 2009 — начале 2010 года мы сами начали поставлять мясную продукцию — все виды котлет из красного мяса», — вспоминает Игорь Старостенко, генеральный директор компании «Марр Руссия».
Продолжает Виктор Семенов, председатель наблюдательного совета ГК «Белая Дача» (поставщика салатов, свежих овощей и — с нынешнего года — еще и картофеля фри для «Макдоналдс»): «Я говорил и буду говорить: новую «Белую Дачу» отчасти построил «Макдоналдс». Когда им перестало хватать своего производства в Солнцево, они предложили нам поставлять уже готовый полуфабрикат для бургеров — резаный и мытый салат. У нас не было денег на линию (она тогда стоила более 100 тыс. долларов), те дали кредит, договорились, что за год мы все деньги вернём. Они купили и привезли готовое оборудование, помогли смонтировать. Мы построили цех для производства, — все произошло в течение 3-4 месяцев. И через год «Макдоналдс» увеличил нам заказ вдвое, мы стали эксклюзивным поставщиком».
Чуть позднее поставщиком мясных котлет «Макдоналдс» стал еще один теперешний «колосс» агропромышленного рынка — АПХ «Мираторг». Говорит президент компании Виктор Линник: «Компания «Макдоналдс» много сделала для развития мясной индустрии в России. Во многом благодаря ей в нашей отрасли появилась эффективная система контроля качества продукции, стандартов и процессов, которые гарантируют стабильность, безопасность, прослеживаемость продукции, строгое следование рецептурам».
К началу 2000-х «обрусел» и используемый в Биг Маке сыр Чеддер, его поставляет компания «Хохланд Русланд». «Первый раз в «Макдоналдс» я зашел очень давно. Думаю, 28 лет назад, когда открылся самый первый ресторан на Пушкинской, — рассказал руководитель компании Алексей Прохоров. — Честно скажу: я не помню, что именно я тогда попробовал. Меня больше интересовало, «как это устроено». Мною двигал не только аппетит, но и любопытство. Удивила именно организация работы — все было очень быстро и удобно». Hochland глобально сотрудничает с McDоnald’s с 1974 года, поэтому высокие требования этой ресторанной сети к своим поставщикам были хорошо известны компании.
Поставщики компании буквально «в один голос» признаются, что сотрудничество с «Макдоналдс» открывает им возможности для экспорта — благодаря внедрению лучших международных стандартов качества, безопасности и гуманного обращения с животными. «Мы искренне благодарны «Макдоналдс» за то, что именно они начали прививать нам, своим поставщикам в России, настоящую культуру ведения бизнеса. Прежде всего, конечно, это касается контроля качества, проверок, аудитов, — поделился председатель наблюдательного совета ГК «Белая Дача» Виктор Семенов. — Поначалу наши технологи, не привыкшие к такому скрупулезному менеджменту, воспринимали это как придирки, но время показало, что такой подход был всецело оправдан. Более того, за этим подходом к ведению бизнеса — будущее».
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail