Подписанная президентом директива №7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» предусматривает поэтапный отказ от полиэтиленовой упаковки и уменьшение объемов отходов, пишет «Завтра твоей страны».

Такая мера, безусловно, обрадует экологов и защитников окружающей среды. А не ударит ли этот документ по торговым предприятиям и покупателям?

«Страна от отказа от полиэтиленовой упаковки выиграет не только с экологической точки зрения, но и с экономической, — уверен руководитель программы по химическим веществам и отходам, директор Центра экологических решений Евгений Лобанов. — В том числе сократятся косвенные расходы: на охрану окружающей среды, на здравоохранение».

По словам эксперта, пока в директиве высказаны лишь намерения, за которыми стоит большая работа. Предстоит определиться как, в какие сроки отказываться от одноразовых пакетов, посчитать, во сколько это обойдется, как с этим будет работать бизнес.

Евгений Лобанов отмечает, что впервые на таком высоком уровне обращается внимание на необходимость сокращения отходов. Хотя, засилье одноразовых полиэтиленовых пакетов началось примерно 20 лет назад. Каждый месяц в Беларуси производят больше 700 тонн пакетов. Примерно треть из них переработать невозможно. Каждый белорус использует примерно 400 полиэтиленовых пакетов в год. Причем, чаще всего этот пакет используется только для того, чтобы донести покупку из магазина домой, а потом отправляется в мусорное ведро.

Пластик уже успел нанести огромный ущерб природе. Его остатки находят в желудках морских обитателей, им загрязнены реки и почва, он проходит всю пищевую цепочку и попадает в организм человека. Мелкие частицы пластика могут попадать в еду напрямую из неправильно использованной упаковки.

Экологические организации, активисты, бизнесмены и законодатели разных стран стараются изменить ситуацию, чтобы эпоху одноразовой упаковки оставить в прошлом.

В Европейском союзе, к примеру, приняли директиву, где достаточно подробно описана дорожная карта: как двигаться в направлении к отказу от определенных одноразовых пластиковых предметов.

«Там есть расчеты экономической выгоды: сколько денег можно привлечь в качестве «зеленых» инвестиций, сколько будет создано рабочих мест. Евросоюз относится к этому как к экономически выгодному решению. У нас тоже это можно просчитать», — отмечает Евгений Лобанов.

Эколог признается, что не встречал в Беларуси бизнес, который осознанно в больших масштабах отказывался от одноразовой упаковки и стимулировал к этому своих клиентов. Кроме некоторых небольших проектов и организаций. Но, к примеру, акция #myBoxChallenge, призывающая фасовать продукты в свою тару, показала, что торговые сети лояльно относятся к таким покупателям.

В развитых стран многие торговые сети давно отказались от пластика, и сами стимулируют через различные схемы лояльности пользоваться более экологичной многоразовой упаковкой.

«Если будет четкий посыл со стороны государства, что продавать товар в тару покупателя нормально и правильно, то торговые сети быстро к этому адаптируются», — уверен Евгений Лобанов.

Правда, одного желания ритейла недостаточно. Важно, чтобы расширение использования многоразовой тары законодательно поддержали власти.

В первую очередь соответствующего подхода со стороны санитарных органов. Ведь сейчас некоторым заведениям запрещено использовать многоразовую тару. Было бы не лишним, если бы Министерство антимонопольного регулирования и торговли дало прямое разрешение торговым сетям на использование тары покупателя при покупке определенных товаров. Поскольку сейчас каждая торговая сеть трактует эти правила по-своему, многие магазины отказывают покупателям, ссылаясь на то, что они не обязаны упаковывать товар в тару покупателя.

«Важно объяснить не только бизнесу, но и гражданам для чего все это делается: почему назрела необходимость отказаться от одноразовых пакетов и упаковки, почему им это выгодно. Это создаст соответствующую культуру потребления», − говорит Евгений Лобанов.

Есть множество способов заинтересовать потребителя возвращать тару в оборот, а бизнес — собирать ее и использовать повторно. В частности, в директиве предлагается ввести залоговую систему. Ведь, к примеру, в стоимость бутылки воды уже заложена цена тары. Сдав ее в магазине, в приемном пункте или таромате покупатель получает эту сумму назад. Эта система успешно работает в некоторых странах.

«Когда действует залоговая система, то даже если ты сам не сдал пластиковую бутылку, то найдется человек, который сделает это за тебя и заработает на этом», — говорит эксперт.

В тоже время он подчеркивает, что, если депозитная система будет нацелена на работу только с одноразовой упаковкой, то большой пользы в плане снижения образования отходов от нее ждать не стоит.

Только когда появится система сбора и повторного использования многоразовой тары, производителю будет финансово выгодней использовать ее из перерабатываемых материалов, чем одноразовой. Это будет стимулировать бизнес менять подход к используемой таре, и пускать ее в оборот много раз.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.