Житель Горно-Алтайска Сергей Кухтуеков, наверное, первый в России, кто догадался сделать бизнес в прямом смысле слова из воздуха — поставляя его в баллончиках в Китай.
Сергея Кухтуекова с детства удивляло, что воду продают в бутылках — ведь в его городе из кранов бежит вода из артезианских источников, а в двух километрах от Горно-Алтайска есть родники. А однажды он проехал из Санкт-Петербурга на Алтай на машине и понял, что воздух в разных регионах тоже разный.
«Мы здесь дышим разнотравьем и настолько к нему привыкаем, что не замечаем. А замечаешь это, когда оказываешься в среде немного враждебной — в мегаполисах с большим количеством заводов, болотистых местах России, — я эти огромные расстояния проехал. Когда выходил из машины, то замечал, что наш воздух другой, он манит к себе», — рассказывает Сергей.
Как-то Кухтуекову позвонил друг из Москвы и рассказал историю о том, как канадцы начали продавать воздух в Китай. Эта идея показалась им забавной, но мысль о том, что на Алтае тоже чистый воздух и его, наверное, тоже можно продавать, их зацепила.
Тогда он и не думал, что займется этим серьезно. «Но у меня в голове сразу выстроилась цепочка: воздух есть, его надо как-то закачать, расфасовать, перевезти, продать. Объяснять людям, что надо покупать воздух, — это же смешно немного. Тем не менее благодаря истории с бутилированной водой и особым ароматом родного горного воздуха новость о продаже воздуха не «выветрилась», а попала в такой своеобразный «информационный пирог» и стала зерном, которое оказалось в благодатной почве и проросло», — поясняет бизнесмен.
Вместе с партнером предприниматель начал искать, где на Алтае лучше брать сырье. Наняли лабораторию, которая закачивала воздух и изучала на загрязненность и примеси. Пробы делали в пригороде Горно-Алтайска и в горах — на Семинском перевале на высоте более 1,7 тыс. метров над уровнем моря. На этом перевале есть лыжная база, где когда-то тренировалась сборная СССР по лыжному спорту.
Бизнесмены нашли специалистов по изучению атмосферы, связались с местным НИИ экологии и выяснили, что воздух в окрестностях Горно-Алтайска и Семинского перевала разный — на перевале он стабильно хороший. Оставалось только понять, как закачивать воздух для продажи, и это стало настоящим технологическим вызовом.
«Нам сначала казалось: ну что такого — закачал, давление создал. А оказалось, что ни одна известная в мире технология, разве что сверхдорогие для космической, оборонной промышленности, не подходит для нашей производственной цепочки, — рассказывает автор проекта. — Возникли вопросы: как сделать, чтобы в емкость не попали технологические примеси. Мы потратили очень много времени, чтобы выстроить цепочку».
Наконец специалисты из Новосибирска, у которых был аналог нужной установки, сделали пробную закачку воздуха под давлением в чугунные баллоны. И тут появилась новая проблема: оказалось, что в закачанном таким образом воздухе многие процессы сильно ускоряются, и он попросту протухает.
«Первые закачки были катастрофичные — за три дня в замкнутой емкости воздух превращался в отвратительно пахнущий газ», — рассказывает предприниматель. Сергей полгода шаг за шагом выяснял особенности технологии закачки и хранения воздуха под давлением.
«Мы нашли человека с серьезным инженерным образованием, связанным с воздухом, и имеющим опыт работы в оборонной промышленности. Так мы и выяснили, что когда-то в военной промышленности существовала установка, которая дает сверхчистый продукт. В итоге мы ее нашли! Около года потребовалось на то, чтобы отработать технологию, при которой воздух сохранит свои первозданные свойства долгое время», — говорит Сергей.
«Изначально, работая как команда, мы разделили приоритеты работы каждого, — рассказывает Сергей. — Партнер искал потенциальных покупателей в Китае, а сам я погрузился в технологию производства. Теперь проблемой стала крышка — нужен был не распылитель, а нечто наподобие ингалятора».
Пробная партия с баллонами, аналогичными канадским, китайцам не подошла. Исследования в фокус-группе показали, что емкость слишком большая, крышка — неудобная. Китайцы немного ниже россиян и длина пальцев у них меньше, объясняет бизнесмен. А большой баллон плохо помещается в руке.
Крышку и баллон переделали — больше года ушло на создание принципиально нового продукта, единственного в мире. Сейчас это аккуратная и оригинальная пластиковая система, открывающаяся за полсекунды одной рукой.
Баллоны тоже где только не искали — в Германии, Австрии и Италии, а нашли на юге страны. «Баллоны из Ставрополья, крышки из Москвы, воздух с алтайских гор — здесь все российское. Мы, можно сказать, тренд того времени на импортозамещение соблюли», — говорит автор проекта.
Установка для закачки воздуха, оборудование в цехе, где в баллоны закачивается воздух, тоже практически полностью российские. За день работы установка может закачать воздух на полгода вперед, и он не будет портиться. Вся система пока довольно громоздкая, и возят ее по горным дорогам с серпантинами на точку закачки очень аккуратно.
И уникальная крышка, и логотип компании запатентованы. А вот сам воздух в лицензии не нуждается — такого продукта в списке, необходимом для сертификации, просто нет.
Поставки в Китай помог организовать Российский экспортный центр. «Там не только четко и профессионально расписали всю цепочку, но и один из сотрудников даже вывез баллоны с воздухом на выставку в Шанхае», — рассказывает бизнесмен. Позднее Кухтуеков уже сам поехал на Петербургский международный экономический форум знакомить мир с продуктом своей компании — «Воздух Алтая».
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail