В сотнях магазинов разного формата в Москве появились специальные полки с алкоголем в микротаре: от 0,2 до 0,1 литра. Например, на северо-востоке в мини-маркетах «у дома» в микробутылках продают коньяк и водку прямо на кассе, а в сети SPAR в аналогичной упаковке стали выставлять даже вино, шампанское и другую «элитку». Эксперты отмечают рост продаж чекушек, хотя и не видят в этом ничего критичного. Так кто и зачем покупает в Москве алкоголь в микротаре?
«В общем объеме продаж эта тара занимает от 7 до 10 процентов рынка, — рассказал «РГ» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — И этот сегмент нашел своих покупателей».
Они делятся на две основные категории. Для первой, довольно немногочисленной, бурбон, кальвадос или прочее дорогое спиртное, разлитое в мелкую тару, так сказать, творческая отдушина. Возможность лишь изредка пригубить. А вот откровенные алкоголики за миниатюрной «элиткой» не охотятся. Им выгоднее купить «пол-литра» русской горькой, чем два по 0,25 виски, говорят работники гипермаркетов.
Шкалики же предпочитают горожане с низкими доходами в пределах 25 тысяч рублей в месяц. Как правило, приезжие. «Москвичи предпочитают употреблять алкоголь дома, — продолжает Вадим Дробиз. — А водку и коньяк по 0,1 и 0,2 употребляют «по дороге». Это свидетельствует о низкой культуре потребления».
В ЦИФРРА считают, что основной потребитель стопариков и чекушек — не классический офисный работник, а представитель сферы услуг или тот, кто зарабатывает физическим трудом. Покупатели «мерзавчиков», уверены аналитики, находятся в серьезном психологическом кризисе, который напрямую связан с падением их доходов. Лишний шкалик — простейший способ снять накопленный ежедневный стресс.
Как отмечают независимые наблюдатели, доля продаж спиртного в микротаре растет в среднем на 15% каждый год. «Однако, — считает Дробиз, — это не приводит к серьезному росту общих продаж алкоголя. В основном покупают горячительное в бутылках по 0,5 (до 75% рынка), остальное приходится на литровую тару». Шкалики и «мерзавчики» не сильно влияют на магазинные алкоприбыли.
При всем этом статистика Минздрава России говорит об общем снижении потребления алкоголя в стране. Как сообщили в пресс-службе ведомства, если в 2008-м на душу населения в среднем приходилось 15,7 литра алкоголя в год, то в 2018-м — только 9,3.
В Минздраве полагают, что к снижению привело повышение акцизов и цен на алкоголь, вывод значительной части рынка из тени. Кроме того, россияне и, в частности, москвичи стали активнее интересоваться здоровьем и снимать стресс в спортзалах, а не на лавочке за бутылкой.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail