Три полевых сезона в горах Крыма, сотни образцов дикорастущего винограда, огромный массив лабораторных исследований — все это для того, чтобы разгадать загадку грозди. На самом деле даже не одну, а целый клубок загадок, которые ученые-генетики крымского института винограда и вина «Магарач» еще только начали распутывать.

Виноград так вплелся в историю и культуру человечества, что, пожалуй, может поспорить разве что со злаковыми. Сколько тысячелетий существует Homo sapiens, столько он возделывает виноград. Но были ли центры окультуривания винограда в Крыму, или сюда лоза попадала из Греции, Рима, Византии? А может, его завезли по Великому Шелковому пути, одна из ветвей которого проходила через Крым? Существует ли исконно крымский автохтонный виноград, или весь он был завезен на полуостров? Был ли окультурен виноград в одном месте, как полагают на Кавказе, а потом распространился по всему миру или все же таких центров окультуривания существует много? Ответов на эти вопросы до сих пор нет. Разгадать загадку ученые пытаются уже долгие годы.

Полагают, что тавры готовили вино еще до появления в Крыму греческих колоний. Впервые 79 аборигенных сортов Крыма описал в начале ХХ века ученик князя Голицина, профессор Александр Иванов.

После войны были продолжены усилия по сбору аборигенных сортов. В 1969-1974 годах коллекция пополнилась еще 35 сортами. Но автохтоны ли они на самом деле, ведь молекулярной генетики тогда еще не существовало.

Выдающийся советский ученый Александр Негруль, изучавший происхождение винограда, специально организовывал экспедиции для исследования дикого винограда в Крыму.

Проверить все возможные версии и собранные предшественниками доказательства с высоты современной науки взялась команда крымских ученых из института «Магарач». Разумеется, целью проекта был не только исторический аспект. Вместе со своими европейскими коллегами крымские ученые-генетики создают молекулярные паспорта растений, которые вносят в международную базу данных. Обобщенный массив информации позволяет изучить природное разнообразие полуострова в гораздо более широком контексте. Кроме того, исследование дает возможность выявить потенциально полезные гены, необходимые для селекционеров. Ведь виноград, веками произраставший в этой местности, максимально адаптирован к здешним условиям и может быть носителем ценных признаков. С их помощью можно будет получить новые сорта винограда, адаптированные к крымским реалиям.

В 2015 году крымские ученые получили грант Российского фонда фундаментальных исследований для изучения генетического разнообразия дикорастущего винограда. Последовали три года полевых изысканий в горах Крыма. Задача заключалась в поиске в заповедных районах Крыма настоящего дикого винограда и изучение его разнообразия с помощью современных молекулярных методов. За это время ученые прошли около 400 километров по удаленным лесам Крыма. В горах полуострова растет не только дикий, но и одичавший виноград. Люди жили здесь тысячелетиями, оставляли свои поселения, а с ними и лозы. Их не так-то просто отличить от дикого винограда — Vitis vinifera spp. silvestris Gmel. Как ни фантастически это звучит, но в поисках образцов генетикам пришлось порой переживать приключения в стиле Индианы Джонс.

«Мы нашли места локального произрастания дикого винограда, нашли много образцов, но проблема была в том, что в лесах дикорастущий виноград — это лиана, которая тянется в высоту до 20 метров и цветет наверху, — рассказала «РГ» кандидат биологических наук, заведующая лабораторией молекулярно-генетических исследований института «Магарач» Светлана Гориславец. — Чтобы определить, дикий это виноград или одичавший, необходимо оценить тип цветка (мужской он, женский или обоеполый). А оценить это часто практически невозможно. Мы что только не придумывали: пытались издалека фотографировать цветки с высоким разрешением, залезть как-то повыше, даже удочки шестиметровые делали с крючками на конце, чтобы дотянуться.

Культурный виноград по своей природе в основном гермафродит. Это означает, что у сорта цветок обоеполый, у него есть и тычинки, и пестик. В отличие от него, у дикого винограда есть растения с функционально женским типом цветка и есть — с мужским. Этот так называемый двудомный — дикий виноград ученые описали еще в прошлом веке. А экспедиция «Магарача» собрала около 350 образцов дикорастущего для изучения.

«Первый этап исследований мы закончили, собрали образцы, выделили ДНК, охарактеризовали генетическое разнообразие, а дальше мы продолжаем исследования, — рассказала Светлана Гориславец. — Мы можем строить деревья, дендрограммы, которые оценивают именно генетические соотношения между образцами. Использование молекулярных методов анализа позволяет на новом уровне изучить генетическое многообразие популяции крымского дикого винограда».

Ученые создали молекулярные паспорта крымских аборигенных сортов из ампелографической коллекции, которые сравнили с европейскими базами данных. И выявили несколько так называемых синонимов — сортов с разными названиями, которые на самом деле генетически являются одним растением. Таким оказался аборигенный сорт Зерва имеющий одинаковый молекулярный паспорт с сортом Зейбель. Они оказались не единственными синонимами. Кроме этого, изучение сортов и диких форм по хлоропластным молекулярным маркерам позволило оценивать их происхождение. Ученые, наконец, приблизились к разгадке, каково же происхождение винограда на полуострове в разрезе его многовековой истории.

«Например, мы установили, что 38 процентов местных сортов Крыма имеют хлоротипы, как у итальянских, их, скорее всего, завезли генуэзцы и византийцы, — рассказала Светлана Гориславец. — Еще одна группа, составляющая 30 процентов, имела хлоротип, как у сортов Кавказской группы. Возможно, эти сорта попали в Крым по Великому шелковому пути».

В дальнейшем ученые планируют организовывать новые экспедиции для поиска одичавшего культурного винограда, который до сих пор произрастает в местах древних поселений.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.