Апрель стал сложным периодом для торговли. Рост продаж зафиксировали только представители продуктового сектора и сегмента DIY (товары для дома, ремонта и т.д.). Тем не менее, ритейлеры продолжают нанимать новых сотрудников и инвестировать в автоматизацию рабочих процессов, ведь во всех сегментах продажи все больше смещаются в онлайн.
Как показало исследование компании ANCOR, найм сотрудников в апреле продолжал 21 процент ритейлеров. При этом продажи выросли только у продуктовых магазинов (50 процентов респондентов) и магазинов товаров DIY (33 процента). Вынужденный полностью уйти в онлайн сегмент одежды и обуви отмечает падение спроса (57 процентов) и отсутствие продаж (43 процента). На спросе сказываются условия каждого конкретного региона и наличие технической возможности организовать онлайн-продажи.
«Выживают те компании, которые до кризиса инвестировали ресурсы в автоматизацию, — отметила директор по продажам и маркетингу компании ANCOR Наталья Щербакова. — Бизнес, не уделяющий должного внимания онлайн-технологиям, вынужден экстренно делать это сейчас. В продуктовом ритейле в 2019 году доля онлайн-продаж составляла от 0 до 5 процентов, в апреле этого года — от 5 до 7. Для сегмента, традиционно работавшего офлайн, это существенный рост. В секторе непродуктовой розницы доля онлайн-продаж в прошлом году была около 40 процентов, сейчас подросла до 50. В DIY на онлайн в прошлом году приходилось 20 процентов продаж, в этом — уже 30».
Как показал опрос, собственные интернет-магазины развивают сейчас 100 процентов компаний непродуктовой розницы и DIY, 50 — из продуктовой розницы и 66 — из сегмента одежды и обуви. Вместе с этим многие ритейлеры сейчас ищут партнерские каналы сбыта, так как сделать качественный интернет-магазин за месяц практически невозможно. Партнерство развивается и в кадровом вопросе: 14 процентов работодателей из продуктового ритейла часть персонала перенаправили в другие компании. Именно продуктовые в кадровом вопросе чувствуют себя наиболее уверенно. 79 процентов компаний сегмента отметили, что у них нет незадействованных кадров.
Россияне осваивают онлайн-покупки уже давно. По данным компании DataInsight, чаще раза в месяц до пандемии в интернете что-то покупали 43 процента респондентов. За две недели с начала пандемии сделали покупки более 80. При этом те, кто таких покупок никогда не совершал, не собирается это делать в течение всего карантина.
С началом самоизоляции выросла доля онлайн-покупок продуктов. Большинство российских интернет-пользователей (67 процентов) за время самоизоляции совершали покупки онлайн, а каждый четвертый (26 процентов) заказывал доставку продуктов питания на дом, показало совместное исследование Роскачества и Аналитического центра НАФИ. При этом многие россияне сталкивались при заказе продуктов на дом с проблемами. Самые частые жалобы — отсутствие тех или иных товаров в наличии и невозможность заказать доставку на ближайшее удобное время. Реже жаловались на задержку доставки, неукомплектованность заказов и доставку поврежденных продуктов или продуктов низкого качества.
Несмотря на возникшие проблемы, 71 процент россиян продолжит использовать сервисы доставки продуктов после снятия ограничений, связанных с коронавирусом. Как временную меру доставку продуктов воспринимают 29 процентов, после пандемии они планируют вернуться к привычным походам по магазинам.
«Этот сегмент онлайн-торговли сегодня стал крайне конкурентным — как в ценовых условиях, так и по качеству обслуживания, — отметил заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИТимур Аймалетдинов. — С учетом большой доли россиян, намеренных и после пандемии продолжить пользоваться сервисами доставки продуктов питания и товаров первой необходимости, сейчас мы переживаем период «раздела рынка» — укрепления брендов, завоевания потребителей и выгодных нишевых сегментов».
Данные исследования GfK показали, что более половины покупателей (52 процента) стали покупать больше продуктов про запас. Но это уже не «панический спрос», как, например, на гречку в марте этого года, а запланированные покупки в период самоизоляции.
«Некоторые тренды, которые ранее выделились как долгосрочные, — например, индивидуальное потребление на ходу — застопорились в развитии. Несколько иначе выглядят и перспективы ЗОЖ. Но есть тренды, которые получили из-за эпидемии дополнительный импульс», — отметил коммерческий директор направлений GfKRus «Потребительская панель» и «Медиаисследования» Сергей Яшко.
В частности, снижается частота покупок. Покупатели стремятся не только сокращать число визитов в магазины, но и проводить в них как можно меньше времени. Можно ожидать, что будет больше запланированных покупок. В таких условиях заметность категории и бренда в торговом зале как никогда важна для сохранения конкурентоспособности, отмечают аналитики GfK.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail