Магазины столкнулись со сложностью: из-за системы маркировки духов они вынуждены принимать тысячи товаров поштучно. Оператор системы и Минпромторг объясняют проблемы попыткой продажи контрафакта и человеческим фактором.
В сезон высоких продаж парфюмерно-косметическая розница рискует войти со значительно обедневшим ассортиментом товаров на полках, рассказала РБК Людмила Кузнецова, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей и дистрибьюторов парфюмерии (производители «ПарфюмСтиль», «Арома Пром», «Химсинтез» и другие). По ее словам, многие производители, дистрибьюторы и розничные продавцы парфюмерии испытывают сложности из-за системы маркировки «Честный знак».
Одной из основных проблем в специализированных сетях, отмечает Кузнецова, стала приемка товара: в некоторых случаях ее сроки на распределительном центре растягиваются на несколько суток. Происходит это из-за того, что крупнейшие ретейлеры сейчас не обрабатывают поступающие товары по коду агрегации, то есть единому коду на транспортной упаковке (в которой, в свою очередь, содержатся товары с собственными кодами). Вместо этого парфюмерия — «а это тысячи товаров!» — принимается и сканируется поштучно.
Причиной такой поштучной приемки Кузнецова называет нежелание получать штрафы из-за так называемой пересортицы — когда при поступлении товара выясняется, что произошло «задвоение» кодов: два товара из одной партии были промаркированы одним кодом и, значит, количество уникальных кодов, «зашитых» в агрегационный код, не совпадет.
Система маркировки предусматривает, что товар может быть промаркирован как производителем, так и дистрибьютором. Как считают в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки «Честный знак»), появление дублированных, двух одинаковых кодов может означать, что в товарной цепи кто-то попытался скопировать легальный код и нанести его на нелегальную продукцию. «Возможно, на промежуточном этапе в оптовом звене. К сожалению, экспертные оценки говорят о том, что уровень нелегальной продукции в парфюмерной отрасли довольно высок», — объясняет представитель оператора.
В Минпромторге известно о сложностях отрасли с разагрегацией транспортной упаковки и осуществлением поштучной приемки духов и туалетной воды — они были озвучены представителями парфюмерной отрасли в ходе заседания проектно-экспертной группы в ноябре, сообщили в пресс-службе министерства. Однако в ведомстве считают, что причина проблемы — человеческий фактор, ошибки сотрудников, участников оборота, которые допускаются на этапе формирования транспортных упаковок и не связаны с функционалом системы маркировки. Однако вопрос «принят во внимание», и пути решения проблемы прорабатываются вместе с оператором системы. Также там уточнили, что постановлением правительства № 438 до конца 2020-го введены ограничения на проведение проверок контрольно-надзорными органами. В 2021-м также предусмотрено снижение административной нагрузки. Однако это относится к компаниям малого и среднего бизнеса, а также к индивидуальным предпринимателям.
О вынужденной поштучной приемке товаров рассказали и два источника на парфюмерном рынке. «Время приемки увеличилось в среднем в полтора раза минимум. Кроме того, растут наши логистические издержки, поскольку сканирование — это дополнительная операция и за нее тоже нужно платить», — сетует один из собеседников.
Заметить пересортицу чаще всего можно только на этапе приемки товара, объясняет Кузнецова. С этим вопросом Национальная ассоциация производителей и дистрибьюторов парфюмерии обращалась в Минпромторг: сейчас игроки рынка собирают свои данные о таких случаях, для того чтобы министерство могло установить предельный уровень этого показателя для отрасли.
Поштучный прием товаров — это решение самих компаний, объясняет представитель ЦРПТ. Он обращает внимание на то, что розница может заказывать и наносить коды маркировки самостоятельно, например, в случае если товар принят на комиссию без нанесенного кода, если необходимо выполнить перемаркировку или промаркировать остатки.
На текущий момент сложностей с системой маркировки нет, уверяет представитель «Магнит Косметик». Представители сетей «Л'Этуаль» и «Золотое яблоко», а также российского офиса L'Oreal воздержались от комментариев. В сети «Подружка» не ответили на запрос РБК.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail