Аналитики Deloitte Consulting впервые оценили рынок альтернативного мяса в России. По данным компании, сейчас он составляет всего 0,7-0,8% от европейского, но имеет огромный потенциал: около 47% россиян в возрасте от 16 до 40 лет уже готовы разнообразить свой белковый рацион мясом на растительной основе.
В ближайшие пять лет, по прогнозам Deloitte Consulting, рынок искусственного мяса будет расти не менее чем на 10% в год. Его производством в России занялись и небольшие стартапы, и крупные агрохолдинги. Первой громко заявила о себе американская Beyond Meat, среди инвесторов которой основатель Microsoft Билл Гейтс, актер Леонардо ДиКаприо и бывший гендиректор McDonald’s Дон Томпсон. Компания работает с 2009 года, но в Россию пришла только весной 2019-го — тогда ее бургеры с растительным мясом начал продавать ресторанный холдинг White Rabbit Family Бориса Зарькова. К осени продукция Beyond Meat появилась в торговых сетях «Азбука вкуса», «Лента», «Утконос», «Город-сад» и «Перекрёсток». Экспериментировали с растительным мясом американской компании ресторанные сети Pizza Hut, TGI Friday`s и «Теремок».
«Продукты из растительных белков можно было найти в России всегда, но популяризация этой категории товаров связана с выходом сюда Beyond Meat, — считает директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. — Поставки продукции этой компании начали образовывать новый рынок в России. Замена традиционного мяса на растительное — это западная мода, которая спустя несколько лет дошла и до нашей страны».
Стоил искусственный продукт от американской компании в российской рознице намного дороже натурального. Например, в TGI Friday`s бургер с растительной котлетой продавался минимум за 499 рублей, а классический — за 349 руб. Упаковка из двух котлет Beyond Burger весом 227 г в «Азбуке вкуса» стоит 1200 рублей. По мнению Мауро Эмануэле Буонджованни, директора Deloitte Consulting по потребительским товарам, в настоящее время альтернативные мясные продукты в России с ценой в 4500-6000 рублей за килограмм слишком дороги для массового внедрения.
Но на рынке уже появляются варианты и подешевле.
В 2019 году Артем Пономарев и Юлия Марсель основали компанию Greenwise, которая сейчас в городе Малоярославец Калужской области производит искусственное мясо из сои, пшеницы и гороха. Сегодня в линейке Greenwise три продукта: растительное филе, джерки и стрипсы. Еще два (котлеты и колбасы) готовятся к запуску. Продукция под новым брендом продается в 1800 точках по России, в том числе в магазинах сетей «ВкусВилл», «Азбука вкуса» и «Перекресток».
По словам представителя компании, полуфабрикаты от Greenwise продаются в районе 350 рублей за 200 г.
Летом прошлого года компания «Эфко», производитель майонеза «Слобода», объявила об инвестициях в 100 млн рублей в производство котлет для бургеров на растительной основе. Продукт разработан на базе входящего в «Эфко» центра «Бирюч-НТ», где белок создали на основе сои. Мощность пилотной линии — 500 кг в месяц. По словам гендиректора «Эфко Инновации» Андрея Зюзина, продукция проходила дегустации в общепите (например, в Subway и «Додо Пицце»), и «интерес к продукту у потребителей был высокий». Теперь ее можно купить в десяти магазинах несетевой розницы в Москве и области, стоимость — около 1000 рублей за килограмм.
Одновременно с «Эфко» стартовала компания Welldone, получившая в начале 2020 года 60 млн рублей инвестиций от венчурного фонда, основанного совладельцем Нижегородского масложирового комбината (НМЖК) Иваном Сидорком. Летом 2020 года продукт тестировался в московских кафе и ресторанах. Шеф-повара более двадцати кафе и ресторанов Москвы вводили растительное мясо Welldone в меню — от стрит-фуда типа бургеров и шаурмы до гастрономических блюд вроде чили кон карне и пасты болоньезе.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail