Российские производители шоколада имеют все шансы обогнать одного из признанных мировых лидеров, Швейцарию, по поставкам этого продукта на внешние рынки. Российские потребители при этом не останутся обделенными: производство отечественного шоколада растет, а потребление снижается.
Так, по данным Росстата, в июне 2021 года шоколада и кондитерских изделий с сахаром в стране произведено на 7,1% больше, чем в июне прошлого года, и на 4,2% больше, чем в мае 2021 года. По данным BusinesStat, в 2020 году продажи шоколада и какао-продуктов в стране снизились на 13,3%, до 0,91 млн тонн. В 2016-2019 годах продажи росли на 1,9-3% в год. В 2019 году было реализовано около 1,05 млн т шоколадной продукции, то есть на 7,5% больше, чем в 2016 году.
«Шоколад и какао-продукты являются дорогостоящим видом кондитерских изделий. В условиях сокращения реальных доходов покупатели делали выбор в пользу менее затратной и более питательной мучной и сахаристой продукции», — поясняют в BusinesStat.
В прошлом году потребление шоколада и шоколадных изделий в России сократилось более чем на 10% — с 7 до 6 кг на душу населения, подсчитывали в Россельхозбанке. И там не видят оснований для роста в ближайшее время. Шоколада стали меньше есть не только из-за смещения спроса в пользу недорогих кондитерских изделий. Еще одна причина — увлечение россиян здоровым образом жизни и, значит, частичным переходом на полезные сладости — со сниженным содержанием сахара или вовсе без, мюсли, сухофрукты и т.п. Поэтому если спрос на шоколад и будет расти, то, скорее, на шоколад с высоким содержанием какао — более 70%, прогнозировали в Россельхозбанке.
Внутренний рынок насыщен. В этой ситуации российские кондитеры, наращивая производство, должны искать альтернативные каналы сбыта. Тем более что государство активно поддерживает продвижение российской продукции на зарубежные рынки, говорят в консалтинговой компании «НЭО Центр». Подталкивает экспорт и снижение цен на шоколад. Ослабление рубля делает экспорт шоколада весьма прибыльным.
Предпосылками к росту экспорта отечественных шоколада и кондитерских изделий являются наличие мощностей по производству в России (по сравнению со странами ближнего зарубежья, в том числе СНГ), по-прежнему высокий внутренний спрос, который способствует постоянному развитию и обновлению мощностей внутри страны, считает начальник Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Дарья Снитко. Также традиционно Россия, как самый большой рынок, является импортером ингредиентов для кондитерской промышленности (например, какао и его полуфабрикатов, тропических масел, орехов и прочего), которые обычно поступают крупными партиями для оптимизации логистических затрат.
Основные потребители российского шоколада — Казахстан, Китай и Беларусь. По итогам первого квартала 2021 года в минсельхозе отмечают значительный рост поставок в Узбекистан — с 10 до 17 млн долларов. По прогнозам минсельхоза, к 2024 году объем поставок кондитерской продукции превысит 2 млрд долларов. При этом, помимо стран СНГ, большие перспективы у российских кондитеров есть на рынке стран Персидского залива, отмечали в Российском экспортном центре (РЭЦ). Шоколад — третий по популярности продукт питания в арабских странах. А российский считается там более качественным.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail