Замена пакета на авоську, а подложек под мясо из вспененного полистирола на картонные могут сэкономить стране 66 млрд рублей в год. Такие подсчеты привел гендиректор ППК «Российский экологический оператор» (РЭО) Денис Буцаев в письме в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), предложив организации целую методику рационального подхода к упаковке товаров. Он уверен: от лишней и неудобной для переработки тары можно сэкономить треть денег, собранных с населения за вывоз коммунальных отходов, и сократить расходы бюджета на экологические проекты.

«Упаковка составляет примерно половину всего объема отходов, около 30 млн тонн в год, — объяснил «РГ» Буцаев. — При разумном подходе эту часть отходов можно сократить вдвое. Это позволит сэкономить 66 млрд из 190 млрд руб., которые каждый год собирают с жителей городов и поселков за вывоз отходов».

Магазинам предложено стимулировать покупателей переходить от одноразовых пакетов к многоразовым сумкам, отказаться от многих видов пластиковой тары в пользу стекла, алюминия, разных видов картона или же других, более пригодных к переработке материалов из углеводородов. Рекомендуется использовать толстую термоусадочную пленку — тонкую отобрать для переработки невозможно — или заворачивать продукты в бумагу. Кроме того, стимулировать покупки больших кусков мяса, рыбы целиком, чтобы разделывать и раскладывать ее на порции уже дома, используя для этого многоразовые контейнеры, миски и другую посуду.

«Действительно, нечего класть один несчастный банан на пластиковый поддон, а потом оборачивать его метром пищевой пленки, — соглашается замруководителя направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Мария Комкова. — За эту роскошь платит налогоплательщик, причем дважды: сначала он покупает упаковку, а потом оплачивает ее утилизацию».

Но многое зависит от потребителей. Только если они забудут про одноразовые пакеты и стаканчики для кофе, будут носить с собой холщовые сумки и термокружки для напитков, можно будет говорить о полноценном отказе от вредной одноразовой упаковки.

«В целом мы разделяем подход ППК РЭО к сокращению используемой упаковки и также ведем работу в этом направлении, — сообщили «РГ» в Х5 Group. — Мы выпустили собственные рекомендации, которые более подробно затрагивают индивидуальную потребительскую упаковку, составляющую основную массу используемой упаковки практически для всех категорий товаров».

В торговой сети признают: процесс трансформации займет время и потребует инвестиций. Пока что магазины успешно могут заниматься лишь сбором старых зубных щеток и отработавших батареек.

При сокращении объемов упаковки экономия будет возникать на всех этапах обращения с отходами, объясняет Буцаев. Он ссылается на данные Федеральной антимонопольной службы, которая установила, что транспортировка каждой тонны отходов в среднем стоит 2,9 тыс. руб., обработка 700 руб., захоронение — еще 800 руб. В результате набегают те самые миллиарды, которые можно не платить, если делать все с умом, считает глава ППК РЭО.

«На рекультивацию полигонов захоронения отходов бюджет выделяет 2,25 млрд руб. в год, эту сумму тоже можно уменьшить, если сократить объемы захоронения, — продолжает Буцаев. — На каждую тонну отходов, захороненных на полигоне, при его рекультивации надо потратить 150 руб.». Все эти деньги — скрытая от глаз цена упаковки и привычных нам излишних неразумных способов потребления, полагает Буцаев.

Но на одних только советах реформа далеко не уедет, считает директор института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов: «Рекомендации рознице — дело полезное, но неэффективное. Магазины — заложники потребителей, большинство из них покупают товар, не обращая внимания на упаковку, с одной стороны, и производителей, которые упаковывают товары в то, во что им удобнее. В нынешних условиях, когда раздельный сбор провален, эффект от такого перехода на перерабатываемую тару будет минимальным: разницы между грязным перерабатываемым пластиком и грязным неперерабатываемым нет. Если перезагрузка расширенной ответственности производителей будет успешной и появятся способы стимулировать население к разделению мусора (например, дифференцировать платежи в зависимости от качества сдаваемых отходов, компенсировав вывоз вторсырья за счет части средств экосбора), то эффект может быть значительным».

В перспективе, считает Комкова, переход на многоразовую или утилизируемую тару приведет к удешевлению товаров в рознице. «Это потребует модернизации части предприятий, производящих упаковку и продукцию, — объясняет она. — Свой эффект может дать и система возвратной тары, по аналогии с той, которая была в СССР». По словам Комковой, современные дети уже сейчас охотно сдают самую разную упаковку в фандоматы, получая за это купоны на скидку.

Переход на выпуск многоразовой тары и перерабатываемой упаковки не приведет к сокращению рабочих мест, считает Денис Буцаев. Правда, потребуется перестройка всей партнерской сети производителей, отмечает Моргунов, а на это готовы пойти далеко не все компании. Да и цены в магазинах, по крайней мере на первом этапе, могут вырасти: упаковка из перерабатываемых материалов стоит примерно на 20% дороже, чем менее экологичные аналоги. Эксперт считает, что подорожание будет не слишком значительным: доля тары в общей стоимости товара относительна мала, но большинство покупателей его заметит.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.