На территории портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) «Ульяновск» региональные власти планируют создать белорусский индустриальный парк, где разместятся дочерние компании белорусских предприятий, работающие в сфере складских и логистических услуг, центр оптовой торговли, сборочные производства промпредприятий. В ПОЭЗ отмечают, что сборочные предприятия могут быть в сферах автомобилестроения и авиастроения, а логистический распределительный центр может стать со временем хабом для белорусских товаров. Эксперты считают переориентирование ПОЭЗ на кооперацию с дружественными странами перспективным, но замечают, что прогнозировать успешность развития проекта пока трудно, поскольку явного запроса от белорусских инвесторов на размещение производств в России ранее не наблюдалось.
Вчера губернатор Ульяновской области Алексей Русских сообщил на аппаратном совещании, что регион сейчас «ведет системную работу по переориентированию экономики на новые направления», среди них — «укрепление всестороннего сотрудничества с дружественными государствами». В частности, планируется на территории портовой особой экономической зоны «Ульяновск» создать белорусский индустриальный парк. «Площадка объединит в себе склад, центр оптовой торговли и станет базой для сборочных производств белорусских предприятий», — сообщил губернатор.
ПОЭЗ «Ульяновск» (АО) — единственная в России аэропортовая особая экономическая зона, созданная в соответствии с постановлением правительства РФ в декабре 2009 года на базе аэропорта Ульяновск-Восточный. Строительство инфраструктуры начато в 2013 году. Среди основных направлений деятельности резидентов — техобслуживание и ремонт (ТОиР) воздушных судов, авиастроение, производство электроники, машиностроение, оптовая торговля и так далее. На территории ПОЭЗ действует ряд преференций для резидентов (нулевые налоги на имущество, землю и на транспорт, двухпроцентная ставка налога на прибыль, свободная таможенная зона). После создания ПОЭЗ к ней проявлял интерес целый ряд иностранных компаний, среди потенциальных резидентов были американская AAR (ТОиР), чешская Evektor (производство легких самолетов EV-55 Outback), литовская Avia Solutions Group (ТОиР), канадская Viking Air Limited (производство легких самолетов Viking DHC-6 Twin Otter), канадская Bombardier Aerospace (производство региональных самолетов Q-400). Однако с 2014 года в связи с санкциями в отношении России проекты были заморожены или отозваны. Сегодня в ПОЭЗ 44 резидента, из них несколько — с иностранным участием.
Гендиректор АО «ПОЭЗ «Ульяновск»» Олег Барабанов подтвердил “Ъ”, что в ходе состоявшегося на минувшей неделе визита в Ульяновск делегации (в ее составе были представители крупных белорусских промышленных предприятий, а также посол Республики Беларусь в РФ Дмитрий Крутой и председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев) достигнута договоренность о создании на территории ПОЭЗ белорусского индустриального парка. По словам гендиректора ПОЭЗ, первое направление взаимодействия — логистическое, когда на основе ПОЭЗ будет формироваться единый транспортный маршрут, который поможет объединить все прежде разрозненные и будущие торговые логистические связи, что позволит снизить себестоимость и сроки доставки (по аналогии с уже действующим регулярным контейнерным поездом из Китая в Ульяновск). Второе направление — собственно белорусский индустриальный парк. «Мы изучили опыт Белоруссии по созданию совместно с Китаем особого индустриального парка «Великий камень» (расположен в 25 км от Минска. — “Ъ”) и предложили создать на территории ПОЭЗ нечто подобное. Поскольку и сейчас у нас многие предприятия занимаются оптовой торговлей с белорусскими компаниями, мы им предложили зарегистрировать здесь свои торговые дома, построить на территории ПОЭЗ распределительные центры поставляемой в Россию продукции, организовать склады запчастей и разместить сборочные производства. Со стороны Республики Беларусь это было проанализировано, и (это вошло в протокол встречи) было дано задание некоторым предприятиям страны рассмотреть вопрос размещения на территории ПОЭЗ полноценных сборочных производств», — пояснил Олег Барабанов, заметив, что ПОЭЗ с этим проектом может стать своего рода хабом для белорусских товаров, завозимых в Россию. По его словам, ПОЭЗ готова отдать в аренду будущим резидентам от Белоруссии часть площадей строящегося нового корпуса индустриального парка (30 тыс. кв. м, ввод в эксплуатацию запланирован на первый-второй квартал 2023 года) и передать земельные участки ПОЭЗ под строительство распределительного центра и сборочные производства.
Как отметил гендиректор ПОЭЗ, «в ближайшее время планируется ответный визит в Белоруссию руководства ПОЭЗ» «с целью конкретных договоренностей с предприятиями». Как отмечают в ПОЭЗ, предполагается, что «в 2023 году резидентами станут первые три-пять белорусских компаний, а дальше их число будет только прирастать».
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail