Тренды инноваций в ритейле задает продуктовая розница. По данным ВЦИОМ, на конец 2022 года почти четверть россиян (24 процента) отмечают, что начали больше экономить на еде. Согласно свежему исследованию NielsenIQ, 72 процента покупателей в России предпринимают активные действия по сокращению расходов.

Каждый поход в магазин — борьба за кошелек покупателя как для производителя, так и для ритейлера. Конкуренция между сетями усиливается, отсюда и гонка за инновационными решениями.

«Основные инновации могли почувствовать на себе в первую очередь жители Москвы и Санкт-Петербурга. Кассы самообслуживания и сканеры Scan&Go стали уже привычным и удобным инструментом для многих при совершении покупок», — говорит Анастасия Михеева, руководитель проектов SBS Consulting. Некоторые сети тестируют электронные ценники, что упрощает операционные процессы в магазине и обеспечивает актуальность цен товаров.

Алена Несифорова, управляющая единой концепцией ВкусВилл, рассказывает, что команда сети ездила изучать опыт розницы в США и страны ЕС. «Нам оказалось нечего перенимать там в части современных цифровых технологий. Наши системы индивидуальных скидок покупателям, системы автоматического распределения и видеораспознавания на порядок выше всего того, что наши специалисты увидели в западных странах», — говорит Несифорова.

Эксперт отмечает, что поведение покупателей меняется быстро. Люди хотят делать покупки быстро и комфортно. Все большей популярностью пользуются кассы самообслуживания. В этом году ВкусВилл открыли первый магазин без продавцов и касс по системе, основанной на компьютерном зрении.

В нескольких торговых точках был запущен проект «Умная тележка». Опуская товары в тележку, покупатель сразу видит стоимость своей «продуктовой корзины» благодаря специальному сканеру. Это похоже на американский Amazon Go — магазин без касс, в котором оплата автоматически списывается при выходе через турникет.

О важности омниканальности для магазинов говорят аналитики во всем мире. В последние годы это является сильной стороной российского ритейла. Розничный магазин, быстрая доставка, приложение, сайт — все это уже стало обязательным «набором» для продуктовых сетей в России. Все площадки синхронизированы, реальные остатки видны в интернете, информация каждую секунду обновляется, во всех каналах одинаковые цены и информация о товаре. «Это обеспечивает положительный клиентский опыт», — говорит Владимир Синельников, управляющий партнер Aero eCommerce Agency.

Инновации для многих компаний стали ключевым инструментом повышения эффективности бизнеса. «Именно инновационные продукты и проекты дают максимальный вклад в повышение эффективности с минимальным сроком окупаемости», — считает Роман Тимаев, директор по инновациям X5 Group.

Например, никто не верил, что система «Антисон» (мониторит состояние водителя) способна существенно снизить аварийность. Сегодня она является стандартом для всех грузовиков Х5. Все новые машины до выезда «в поля» оснащаются этой системой. Аварийность снизилась более чем на 50 процентов.

Непродуктовый ритейл также внедряет современные технологии. Олег Лексин, начальник ИТ-службы Fix Price рассказывает, что более молодое поколение предпочитает совершать покупки именно безналичным способом, без участия сотрудника магазина. В этом году российские ретейлеры массово перешли с бумажных на электронные чеки.

Еще одно технологическое преимущество российского ритейла — возможность оплаты товаров по QR-коду.

Даже забыв карту дома, можно расплатиться, если под рукой мобильное приложение банка.

Инновации активно используются и во внутренних процессах торговых сетей. Заведующие и администраторы Fix Price решают операционные задачи с помощью мобильного приложения FP Audit прямо в торговом зале. Приложение контролирует чистоту магазина, работоспособность оборудования, соответствие выкладки планограмме.

У торговых сетей вырос спрос на внедрение удобных и адаптивных систем работы с персоналом. Например, «Улыбка радуги» создала собственную WFM-систему «Мобильный аукцион». Она позволяет сотрудникам формировать удобный график работы, а директорам магазинов формировать необходимое количество персонала в торговой точке ежедневно.

Не все инновации приживаются так активно. Например, эксперты рассказывают, что пока «провалились» виртуальные примерочные. Да и цифровые ценники немного «тормозят». Но на этом фоне хорошо работает возвратная логистика. Пока сложно примерить джинсы виртуально, глядя на себя в зеркало через смартфон, но можно заказать десять разных пар джинсов, выбрать и купить одни, остальные курьер увезет и даже не возьмет за это деньги. «Иногда это работает даже лучше, чем диджитал-премудрости», — говорит Владимир Синельников.

Но ИТ-сектор не прекращает работу в направлении виртуальных примерочных. Стартапы появляются. Например, в этом году британская онлайн-платформа по продаже модной одежды премиум-брендов Farfetch купила белорусский AR-стартап Wannaby. По данным Forbes, сумма сделки составила 29,4 миллиона долларов.

Электронные ценники (цена товара отображается на специальных дисплеях) — еще одна диджитал-мечта российского ритейла.

«Одним из первых в России тестировал эту систему MediaMarkt. К сожалению, это решение так и не стало массовым, в том числе из-за законодательных ограничений и невозможности отследить стоимость товара в конкретный момент времени», — говорит Михаил Комаров, профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ, академический руководитель программы «Электронный бизнес и цифровые инновации».

Было много экспериментов с системами дополненной и виртуальной реальности, которые так и остались экспериментами. Если покупатели готовы приобрести товар, не посмотрев на него вживую, то они купят его и без VR-системы, а те, кто хотел бы своими руками и глазами оценить свежесть фруктов, например, все равно не будут пользоваться системами виртуальной реальности.

Эксперты считают, что в ближайшие годы темпы внедрения инноваций в торговых сетях снизятся. Сейчас необходимо сдерживать рост цен, ритейлеры стремятся к оптимизации затрат, в том числе капитальных. Нужно развивать собственную, отечественную технологическую базу как в части оборудования, так и в части программного обеспечения, чтобы не быть зависимым от зарубежных поставок.

В будущем российская розница, скорее всего, пойдет по пути развития систем самообслуживания. Появится большое количество дарксторов для обслуживания экспресс-доставки. Биометрия станет привычным способом оплаты. Проникнут голосовые сервисы. «Системы видеоаналитики будут ключевым инструментом мониторинга и управления процессами», — говорит Роман Тимаев, X5 Group.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.