Около половины российского импорта и трети российского экспорта пластиков в 2021 году приходилось на страны, которые ввели санкционные ограничения.

В результате, одними видами пластика наш рынок оказался обеспечен с избытком, а других стало не хватать. Причем потребность внутреннего рынка в пластике, в том числе по позициям уже сейчас дефицитным, будет только расти. К такому выводу пришли в экспертном докладе ВШЭ «Анализ обеспеченности российского рынка пластиками».

В отраслях строительства, автомобилестроения и упаковки, традиционно потребляющих до 70% производимых пластиков, дополнительная потребность в отечественных пластиках по отдельным категориям продуктов к 2028 году может составить от 0,2% до 37% к объемам производства 2021 года.

Опыт уже запущенных проектов говорит о высокой самодостаточности российских производителей крупнотоннажных полимеров. К несчастью, такого нельзя сказать о сфере мелко- и среднетоннажной химии. Но здесь снижение импортозависимости может быть ускорено благодаря поддержке государства.

Крупнотоннажные нефтехимические предприятия в основном занимаются переработкой нафты, попутного нефтяного газа и прочего, из которых изготавливают сырье (базовые полимеры) для дальнейшего производства. Россия в высокой степени обеспечена базовыми полимерами и имеет рынок сбыта для их переработки внутри страны.

Мелкие и средние компании занимаются производством продукта, который доходит до конечного покупателя или используется в производстве товара последнего передела. Например, контейнеров для продуктов или запчастей для автомобиля.

Часть импорта комплектующих для нефтехимии (катализаторы, присадки, красители, запчасти для оборудования и прочее) после остановки поставок из Европы, удалось получить в Китае и Турции, но некоторые объемы выпали.

По итогам 11 месяцев выпуск пластиков в России уменьшился на 6,4% относительно уровня предшествующего года. При этом изменение объема производства было неравномерным в зависимости от типа пластика. На 16% сократился выпуск полиамидов (из них делают капроновые нити, леску, канаты, армирующий слой шин, шлангов), на 11% полиуритановых смол (лаки, краски, герметики, детали для машин и станков, пенопласт и поролон), на 11% поливинилхлоридов (провода и кабели, линолеум, пленки упаковочные, шланги, пластиковые окна и двери, натяжные потолки) и на 8% полипропилена (контейнеры для продуктов питания, корпусы электротехники, садовая мебель, игрушки, шприцы).

Что касается зависимости от импорта готовых изделий из пластика, то внутренний рынок упаковки (коробки и лотки для продуктов, одноразовые бутылки, пакеты и т.д.) на 90% обеспечен российскими компаниями. А вот уже на рынке запчастей для автомобилей зависимость от импорта сильно разнится. Например, по автомобильным бамперам отечественные производители удовлетворяют только 20% потребностей рынка. Весьма неприятна статистика по пластику в медицине. В России выпускается менее трети необходимого объема готовых медицинских изделий, хотя для этого есть нужный объем базового сырья. В частности, для обеспечения потребностей в одноразовых шприцах к 2028 году их производство нужно увеличить практически в 3 раза, что потребует импортозамещения до 7,5 тысяч тонн полимеров в год.

Эксперты ВШЭ отмечают, что у отечественной нефтехимии есть существенный потенциал для развития, компании адаптируются к санкциям. В целом отрасль устояла перед внешними вызовами, однако серьезный спад в отдельных сегментах привел к снижению общих показателей. В 2022 году российские производители активизировали свои усилия в импортозамещении. Авторы исследования насчитали порядка 50 инициатив, касающихся самых разных сфер импортозамещения, в первую очередь в части замещения катализаторов и добавок, разработки новых рецептур, выпуска специальных пластиков, а также расширения использования вторсырья.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.