Пережив дефицит контейнеров и уход из России иностранных перевозчиков, в 2023-м морская логистика начала постепенно восстанавливаться. Хотя на фоне геополитической неопределенности в мире участники выставки Translogistica Ural были осторожны в своих прогнозах.
«Не могу сказать, что всем будет хорошо в 2024 году, но новый порядок на рынке уже выстраивается. В 2022-м был полный хаос: ушли три-четыре крупные компании, пришел так называемый москитный флот со своими представлениями о сервисе», — вспоминает Григорий Григорьев, гендиректор NOVELCO.
Сергей Васильев, директор филиала «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (ФИТ) в Екатеринбурге отмечает, что даже в таких условиях идет прирост по объемам интермодальных перевозок, в прошлом году запущены 17 регулярных наземных маршрутов и два морских, в том числе во Вьетнам. Вместе с тем «кровеносная система имеет высокий холестерин», образно описывает ситуацию представитель отрасли.
Одна из сложностей — перегруженность Восточного полигона РЖД и инфраструктуры портов Дальнего Востока. Если до СВО по перевалке лидировала Балтика, то сейчас 53,8 процента всех грузов обрабатывается на противоположном конце страны. В прошлом году цифра была еще выше, но сейчас диспропорция стала постепенно выравниваться — увеличили объемы Санкт-Петербург и Новороссийск.
По данным Ассоциации морских торговых портов России, в январе-сентябре 2023 года контейнерооборот увеличился на 9,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 37,3 миллиона тонн. При этом импорт и каботаж (внутренние рейсы) прибавили в объемах до трети, а транзит и экспорт просели на 8 и 4 процента соответственно (по оценке NOVELCO). Дисбаланс вывозимых и ввозимых в контейнерах грузов на Восточном полигоне оценивается примерно в 180 тысяч TEU (Twenty-foot equivalent unit — двадцатифутовый эквивалент. — Прим. ред.), из-за чего тару приходится транспортировать из портов в разгруженных полувагонах, а не на платформах.
По словам Максима Вяткина, замначальника Свердловского центра фирменного транспортного обслуживания РЖД, в 2023 году завершится строительство на 142 из 263 объектах Транссиба и БАМа, что позволит увеличить провозные способности полигона со 158 до 173 миллионов тонн. Набирает популярность и новый пункт пропуска через Амур Нижнеленинское-Тунцзян, тестовые контейнерные составы через него проследовали в июле-августе.
Поможет ликвидировать дисбаланс тары между Западом и Востоком и развитие новых транспортных коридоров. Так, на страны БРИКС без Китая приходится пока меньше 2,5 процента таможенных деклараций.
«Спрос на экзотику типа Бразилии еще робкий, тем не менее он есть. Другое перспективное направление — Север-Юг, не только Иран, но и Транскаспий плюс ветка через Казахстан и Туркменистан. Принято стратегическое решение, что коридор будет развиваться, хотя контейнеры из Индии в Россию проходят транзитом много стран, надо гармонизировать условия перевозки по каждой, это большая межправительственная работа», — поясняет Григорий Григорьев.
По итогам этого года участники рынка контейнерных перевозок прогнозируют умеренный рост отгрузок на уровне трех процентов, в том числе импорта — на два процента, экспорта и каботажа — на один.
Примечательно, что меняются приоритеты клиентов. Сегодня при выборе логистического оператора они ждут прежде всего уникальное предложение. На втором месте — быстрые расчеты стоимости договора, далее — получение комплексной услуги, несколько способов доставки на выбор. И только потом цена, хотя раньше этот фактор преобладал.
«Важна предсказуемость: пусть не за две недели, а за пять, но товарная партия должна быть точно доставлена. Плюс гибкость, чтобы грузоотправителю не пришлось резервировать мощности на полгода», — пояснил Игорь Прохин, гендиректор Института логистики и управления цепями поставок.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail