Жестяная упаковка получила широкое распространение в России с конца XIX века. Именно в это время производители и продавцы различных товаров, стремясь привлечь внимание к своей продукции, стали уделять внимание декоративному оформлению. Кроме того, жестяные коробочки и банки надежно защищали товар от воздействия внешней среды.

В коллекции Музея Москвы представлена металлическая упаковка конца XIX–начала XXI века, выполненная для кондитерских изделий, чая, кофе, какао, икры, наждака, зубного и стирального порошков, граммофонных игл, лент для печатных машин, лекарственных средств, новогодних подарков.

Особое место в этом ряду занимает упаковка кондитерских изделий конца XIX–начала XX века. Первоначально конфеты, печенье, бисквиты, халва и другие сладости упаковывали в бумажные свертки, одинаковые картонные и жестяные коробки, ящики или банки. Со временем жестяные коробочки стали украшать с помощью бумажных этикеток, содержащих информацию о продукте. Они были достаточно лаконичными: для набора текста использовали строгие шрифты, орнаментальная рамка — в виде симметричных абстрактных или растительных композиций сдержанной цветовой гаммы.

Позднее был разработан метод печати цветного рисунка на жестяной основе — хромолитография. Благодаря этому производители упаковки смогли создавать рисунок в том числе на рельефных поверхностях. Форма коробочек усложнилась, стенки и крышки приобрели выпуклый, цветной рисунок. Декор упаковки становился разнообразнее, красочнее, интереснее, а композиции строились на сочетании крупных пышных форм и обилии мелких деталей. На коробочках появляются пейзажи, сказочные сюжеты, достопримечательности Москвы, исторические сцены, портреты известных людей, пухлые ангелочки и дети со сладостями в руках, пчелы возле своих ульев, птицы и бабочки, порхающие над цветочными полями.

Крупные кондитерские фабрики, такие как «Товарищество А.И. Абрикосова и Сыновей» (в настоящее время это кондитерский концерн «Бабаевский»), «Товарищество Эйнем» (фабрика «Красный Октябрь»), кондитерская фабрика товарищества «А. Сиу и Ко» (фабрика «Большевик») чаще всего заказывали упаковку для своей продукции на специальных производствах. В Москве, Санкт-Петербурге и Одессе было открыто несколько предприятий, где изготавливали жестяную упаковку. Основными фабриками, услугами которых пользовались крупные московские производители кондитерских изделий, были фирма по производству ваксы, мазей и жестяных коробок француза Августа-Фелиция Жако «А. Жако и Ко», открытая в 1884 году в Москве (другое название — «Печатня по металлу генерального общества французской ваксы»), а также фабрика изделий из печатной жести, сапожной ваксы и мази для чистки металлов, основанная прусским подданным Вилибальдом Вильгельмовичем Бонакером в 1890 году в Московском уезде. В мае 1911 года фирма В.В. Бонакера стала акционерным обществом.

На рубеже XIX–XX веков к разработке дизайна упаковки стали привлекать профессиональных художников, в частности, Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Ивана Билибина и Льва Бакста, входивших в объединение «Мир искусства». Все они привнесли в оформление кондитерских коробочек эстетику стиля модерн.

Часто такие жестяные коробочки обретали вторую жизнь: после того как их содержимое заканчивалось, их оставляли в доме для дальнейшего использования —хранили продукты и разные мелочи, например, пуговицы, нитки, булавки или гвозди. Благодаря этому жестяные коробочки для кондитерских изделий сохранились до нашего времени.

К сожалению, жестяная упаковка является не самой долговечной. Ее основная «болезнь» –— ржавчина, — необратимо уничтожает изделие вместе с его декором. Поэтому коллекция таких упаковок, хранящаяся в фондах Музея Москвы, является ценным материалом для изучения бытовой среды москвича рубежа XIX–XX веков.

Составитель: Александра Замышляева, старший научный сотрудник научно-хранительского отдела «Фонды»

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.