Меньше, чем за 75 лет, с начала 50-х годов прошлого века, синтетические материалы глубоко вошли в повседневную жизнь и стали основой современного мира: упаковка, строительство и инфраструктура, автомобильная промышленность, электроника и бытовая техника, медицина, потребительские товары, текстиль не могут сегодня существовать без многочисленных видов пластика. Без них мы теряли бы до 30% пищевых продуктов, не имели бы современной медицины, да и привычный комфорт был бы под большим вопросом. Однако у всего этого есть темная сторона: в переработку — на языке специалистов ресайклинг — отправилась едва ли 1/10 доля произведенного, еще 12% просто сожгли, а остальное осело мусором на свалках или оказалось в природной среде, не подвергнувшись ни одному из способов утилизации пластика. Уровень надвигающейся беды и возможного вреда пластика оценили довольно быстро — уже в начале 70-х годов, но за прошедшие полвека проблема так и не разрешилась. Как это сделать и дать пластику вторую жизнь?
По данным, которые приводит Глобальный институт McKinsey (MGI), тренд на вторичное использование растет — более 80 крупнейших корпораций уверены, что уже к будущему году доведут долю вторсырья в своей полимерной продукции до 15–50%. Но по самым оптимистичным прогнозам доля переработки пластика едва достигает 15%.
Полному переходу на переработанные материалы мешают химия и физика процесса. Сегодня благодаря различным добавкам-модификаторам мы умеем делать виды пластмасс с потрясающими воображение свойствами. Впрочем, эффективным образом вторично переработать можно не все — и рынок вторичного сырья базируется на наиболее ликвидных решениях. В переработке пластика в России можно выделить два основных направления, связанных с использованием вторичных пластиков. Первое связано с переработкой наиболее распространенных видов экологичной упаковки (например, бутылок для напитков и бытовой химии, транспортной упаковки), где материал используется циклически. Второе направление — производство изделий, не требующих высоких потребительских характеристик (строительные материалы, мебель, пакеты).
В целом технологические процессы переработки пластика в России и инфраструктура сбора и сортировки сегодня нуждаются в совершенствовании. Пока «жизнь» цикла переработки пластика не слишком продолжительна и редко превышает 2–3 оборота, после чего он либо сжигается, либо отправляется на мусорный полигон.
Главный аргумент привел еще Дмитрий Менделеев: «Сжигать нефть — все равно, что топить печь ассигнациями». И применительно к пластикам, которые производят из углеводородов, это по-прежнему актуально. Нефть и газ — ресурсы исчерпаемые, так что переработка тех видов пластиков, которые могут идти в ресайклинг, — дело неизбежное. Главное, обойти ограничение, изложенное выше — изменение физико-химических свойств «вторички».
И причины для оптимизма есть — в проблеме переработки пластика появились существенные подвижки: об этом говорит исследование по оценке качества многотоннажных полимеров, инициированное Российским союзом химиков и Фондом содействия развитию химической промышленности. Его результаты доказывают, что технологические и эксплуатационные свойства основных видов пластиков, используемых в производстве упаковки, при многократной переработке меняются незначительно, и уже произвели мини-сенсацию в зарубежной прессе, обычно представляющей пластики концентрированным символом загрязнения природы, во главе с вредом пластиковых бутылок.
«Пластик является незаменимым материалом для рециклинга с учетом того, что крупнотоннажные полимеры могут успешно выдерживать до 10 циклов вторичной переработки с сохранением приемлемого уровня эксплуатационных и технических свойств, — говорит Дмитрий Семягин, руководитель отраслевого информационно-аналитического центра RUPEC. — Многократное использование полимерных материалов крайне выгодно не только с экономической, но и с экологической точек зрения. Потенциал переработки пластиков в России к 2030 году может вырасти до 60% с сегодняшних 13–15% и обеспечить серьезный ресурсный задел для промышленности».
Сортировать и перерабатывать пластик, с чем согласны, по данным опроса ФОМ, 87% наших сограждан. Ежегодно в России образуется не менее 5 млн тонн пластиковых отходов, запускать которые в ресайклинг выгоднее и безопаснее для окружающей среды, чем «натуральные» бумагу, металл или стекло.
Безусловно, ученые приблизились к решению задачи почти бесконечного круговорота процессов переработки пластиков. Но их усилия не дадут плодов без «симфонии» действий — регулятора, бизнеса и общества. И без переформатирования мышления развитие невозможно, мы будем постоянно находиться в догоняющей позиции, теряя драгоценные ресурсы.
Для этого нужна государственная воля, и правительство активно работает над поиском решений по формированию эффективной инфраструктуры для сбора отходов. Однако полноценный синергетический эффект возможен только при расширении мер поддержки отечественной науки и промышленности по развитию технологий рециклинга. В такие шаги входят налоговые и неналоговые стимулы, прямые меры государственной поддержки, льготное финансирование, формирование стандартов качества и однородности к собранным отходам, развитие прямых каналов продаж вторичных ресурсов непосредственно переработчикам. Немаловажным является и работа с населением — повышение информированности общества о раздельном сборе мусорных отходов и процессах переработки пластика в России. В этих условиях наша страна вполне может стать законодателем мод в деле устойчивого развития.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail