Они помогут определить реальный срок годности мяса, рыбы и курицы. Если свечение индикаторов под ультрафиолетом становится тусклым, продукт покупать не стоит.

Авторы разработки стали победителями в реалити-шоу «Страсти по грантам» про молодых ученых, соревнующихся за гранты РНФ, и в результате получили финансовую поддержку от фонда в размере 6 млн руб.

При выборе продуктов в магазине покупатели, как правило, ориентируются на срок годности. Но он не всегда отражает реальное состояние товара. Например, продукт может как испортиться раньше положенного времени, так и остаться свежим по истечении обозначенного срока. К тому же при нарушении транспортировки или условий хранения в продуктах могут развиться опасные для человека микроорганизмы — например, сальмонелла, листерии или стафилококк. В итоге покупателю сложно однозначно определить по внешнему виду или запаху, безопасен ли товар.

Отслеживать реальный срок годности помогает умная упаковка пищевых продуктов. С ее помощью можно контролировать свежесть продуктов и изменения, произошедшие внутри и вне упаковки, например, если товар замораживали и размораживали несколько раз или если упаковка была повреждена.

«Многие ученые мира работают над созданием умной упаковки, но вопрос в том, как именно сделать ее умной: за счет датчиков, индикаторов или биосенсоров. Важно, чтобы элементы, встроенные в упаковку, были недороги в производстве, безопасны и просты в использовании. Поэтому мы остановились на углеродных точках, закрепленных на полисахаридах, — биосовместимых, нетоксичных для человека и простых в синтезе материалах. На их основе мы создали флуоресцентные индикаторы. Лабораторные тесты показали, что индикаторы реагируют на сероводород, выделяющийся при гниении белковых продуктов вроде мяса, курицы, рыбы и морепродуктов. Чем больше концентрация сероводорода в упаковке, тем тусклее становится свечение индикаторов под ультрафиолетом. Это значит, что продукт испортился и его не стоит употреблять», — рассказала руководитель исследования, заведующий лабораторией научно-образовательного центра химического инжиниринга и биотехнологий ИТМО Елена Назарова.

Ученые ИТМО предлагают размещать флуоресцентные индикаторы с внутренней стороны прозрачной пленки, которая покрывает контейнер. Так углеродные точки не будут соприкасаться с продуктом, но будут реагировать на выделяемые бактериями вещества внутри упаковки.

Чтобы оценивать свежесть товара без лаборатории и профессионального оборудования, ученые разработали прототип специального модуля к смартфону со встроенным ультрафиолетовым светодиодом. Модуль помещается поверх пищевой упаковки, а ультрафиолет попадает на прозрачную пленку с индикатором. Камера смартфона, расположенного на модуле, фиксирует оптический отклик индикатора, а специальная программа на компьютере анализирует, насколько уменьшилась интенсивность свечения.

В дальнейшем исследователи планируют сделать модуль более компактным, чтобы его можно было разместить в магазине рядом с продукцией, а также разработают мобильное приложение, которое за пару кликов подскажет покупателю, свежий продукт он выбрал или нет.

Летом этого года ученые ИТМО стали участниками второго сезона «Страсти по грантам» — реалити-шоу, в котором научные коллективы из разных городов страны борются за гранты РНФ для своих исследований. По итогам конкурса фонд поддержал 641 молодежный исследовательский проект, суммарно в 2024 году на конкурсы РНФ для молодых ученых поступило 3 тыс. заявок. В число обладателей грантов вошла команда ученых ИТМО, и на развитие флуоресцентных индикаторов ей выделили грант в размере 6 млн руб. Также команда исследователей первого неклассического университета стала одним из победителей второго сезона реалити-шоу «Страсти по грантам», финал которого состоялся 7 ноября.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.