В России оборот продаж готовых блюд и выпечки по итогам 2024 года увеличился с 0,9 млрд до 1,3 млрд рублей. Рекордный рост почти на 44% объясняется не только ускорением ритма жизни, но и устойчивыми изменениями в пищевых привычках — все больше россиян отдают предпочтение удобству и скорости потребления еды.
Аналитический центр НАФИ провел новое исследование и выяснил, как часто российские потребители покупают готовую еду, где делают это чаще всего и на какие критерии ориентируются при выборе блюд навынос.
Большинство жителей России (76%) хотя бы раз в жизни покупали еду навынос, а почти каждый второй (48%) делает это регулярно — не реже одного раза в месяц. В частности, 13% покупателей готовой еды берут ее несколько раз в неделю.
Опрос показал, что наиболее активные адепты готовой еды встречаются среди молодых людей до 24 лет (24%), работающих россиян (15% против 9% среди безработных) и тех, кто зарабатывает выше среднего (18%).
При этом каждый четвертый участник опроса (24%) вовсе не покупает готовую еду. Преимущественно домашним блюдам отдают предпочтение россияне старше 65 лет (42%), а также неработающие граждане (32% против 19% среди трудоустроенных).
Супермаркеты с отделами кулинарии являются самым популярным местом покупки готовой еды — их выбирают 32% опрошенных.
На втором месте по популярности среди любителей блюд навынос — рестораны и кафе, включая точки с фастфудом. В таких местах закупаются 24% российских потребителей готовой еды. И на третьей строчке по востребованности — службы доставки (20%).
Еда из кафе и ресторанов находит больший отклик среди мужчин (26% против 22% у женщин) и россиян с детьми (28% против 21% среди потребителей без детей). Блюда от службы доставок — среди опрошенных с высоким доходом (32%) и молодежи от 25 до 34 лет (28%).
Для большинства россиян главный критерий при выборе готовых блюд — их свежесть: на нее обращают внимание 44% потребителей. Также значимы соотношение цены и качества (31%) и вкус (30%).
Натуральный состав важен для 20% опрошенных, а 19% ориентируются на положительный личный опыт прошлых покупок. При этом лишь 5% обращают внимание на калорийность и пользу для здоровья — готовая еда воспринимается скорее как удобное, чем как полезное решение.
Упаковка также играет важную роль: 63% россиян обращают внимание на формат подачи готовых блюд: 23% опрошенных выбирают еду на вес, 22% — предпочитают покупать индивидуальные порции, рассчитанные на один прием пищи, и 18% любят покупать семейные наборы, рассчитанные на несколько человек.
В то же время 34% жителей России выбирают упаковку в зависимости от ситуации, не фиксируясь на конкретном формате.
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:
«Мы наблюдаем устойчивое изменение в потребительском поведении: готовые блюда всё чаще становятся частью повседневного рациона, особенно среди молодых и работающих горожан. Это связано с ускорением ритма жизни и снижением интереса к регулярной готовке.
Параллельно растут требования к качеству: важны состав, вкус, цена и свежесть. В этой ситуации выигрывают те производители, кто способен встроить продукт в разные жизненные сценарии — обеспечивая удобство, стабильное качество и формируя доверие к бренду».
Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в апреле 2025 года на базе исследовательской платформы «Тет-о-твет». Опрошены 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше. Выборка построена на основе официальных данных Росстат и репрезентирует население по полу, возрасту, уровню образования, географии проживания.
Comments (0)
Twitter
Facebook
Pinterest
E-mail