Сейчас показатели овощеводства в РФ скромные, но основатель агрокомплекса «Волжский» рассчитывает это исправить

В Волгоградской области началось строительство крупнейшего тепличного хозяйства — агрокомплекса «Волжский». Уже через год компания намерена составить конкуренцию импорту, обещая поставлять на рынок продукцию нового качества по низким ценам

«Почти 90 процентов всех продаваемых помидоров в России — импорт. Я стал разбираться: почему? Я побывал в тепличных хозяйствах Италии, Франции, Голландии, изучал их опыт и понял: при соблюдении новейших технологий производство овощей в России может быть не менее эффективным, чем в других странах», — говорит основатель и генеральный директор агрокомплекса «Волжский» Вячеслав Зыков.

Именно на современные технологии Зыков решил сделать ставку, начиная строительство агрокомплекса «Волжский»: овощи там будут выращивать безземельным способом с помощью малообъемной гидропоники на специальном субстрате. Это позволит на 40% увеличить урожайность по сравнению с традиционными технологиями выращивания.

На днях Вячеслав Зыков заложил первый камень агрокомплекса. Всего в проект будет инвестировано почти 8 млрд рублей, и уже через год это будет крупнейшая в России теплица по выращиванию томатов общей площадью 52 га. Небольшую часть продукции составят огурцы, салаты и зеленые культуры.

На фоне общего сокращения площадей зимних теплиц проект строительства тепличного хозяйства весьма показателен. С выходом на полную мощность он сможет занять порядка 7% общего объема тепличного производства овощей в России, или 40 тыс. тонн овощей в год.

Овощи перед стартом

Показатели отечественного овощеводства по сравнению с другими отраслями АПК действительно очень скромные: по разным оценкам, импортозависимость овощного рынка в среднем по году составляет 60–70%. По данным ассоциации «Теплицы России», рынок тепличных овощей сейчас оценивается в 2–3 млрд долларов. Для сравнения: объем цветочного производства как минимум в два раза больше.

К началу 1990-х у нас было порядка 4 тыс. га теплиц — в советское время почти каждая область стремилась иметь собственный тепличный комбинат. Теперь их количество сократилось вдвое, причем более 70% устарели. Закрываются теплицы главным образом из-за дороговизны электроэнергии, прежде всего в северных регионах страны, где овощам требуется больше света и тепла.

Самое крупное тепличное хозяйство страны на сегодня — агрокомплекс «Южный» (144 га) в Карачаево-Черкесии, но дальнейшая его участь неизвестна. «Южный» — непрофильный актив правительства Москвы, и до конца 2012 года он будет выставлен на торги. Крупнейшее тепличное хозяйство Центральной России агрохолдинг «Московский» в ближайшее время может сократить свои площади: большая часть теплиц уже перенесена из Московской области в Калужскую, а на их месте возводится жилье.

Впрочем, в закрытии старых агрокомплексов есть и позитив: на их место, пусть и в небольшом количестве, приходят современные предприятия. Сейчас география строительства смещается к югу — в Краснодарский и Ставропольский края, Дагестан и проч. Самое крупное хозяйство нового типа (стоимость проекта — 14 млрд рублей) строит владелец розничной сети «Магнит» Сергей Галицкий — он возводит в Краснодарском крае теплицу по выращиванию огурцов общей площадью 120 га.

«Сейчас рынок тепличных овощей находится перед большим стартом, который немного затянулся», — говорит президент ассоциации «Теплицы России» и основатель компании «Белая Дача» Виктор Семенов. По его словам, правительство уже приняло решение, которое привлечет в отрасль новых овощеводов: они могут получить не только субсидированные кредиты для пополнения оборотных средств, но и долгосрочные кредиты сроком на 17 лет на строительство теплиц.

Сначала Вячеслав Зыков решил строить теплицы в Краснодарском крае — там находится его перерабатывающее предприятие «Полтавские консервы». Но позднее Агентство стратегических инициатив, куда он обратился за поддержкой, рекомендовало ему Волгоградский край, где власти уже давно искали проект такого масштаба. «Представляете, за два месяца нам предложили к рассмотрению пятнадцать площадок, а когда мы остановились на одной из них, нам быстро помогли с коммуникациями», — говорит г-н Зыков.

В первую стадию строительства компания Вячеслава Зыкова планирует инвестировать чуть менее 2 млрд рублей собственных средств. Остальные деньги на строительство даст Россельхозбанк (кредит сроком на восемь лет под 13% годовых предоставляется под гарантии администрации Волгоградской области). Взамен Россельхозбанку будет принадлежать 10% нового предприятия и блокирующий голос.

Необходимые ноу-хау

Главное желание Вячеслава Зыкова — выращивать вкусные помидоры. По его мнению, большинство импортных овощей имеют прекрасный товарный вид, но есть их невозможно. Зыков уверяет, что его предприятие будет работать только с сортами, максимально отвечающими потребительским ожиданиям, такими как «Макарена F1», «Гродена F1» и «Женарос» с урожайностью до 40 кг на квадратный метр (средняя урожайность отечественных сортов — 5 кг в открытом грунте и до 12–14 кг в теплицах). «Мы хотим, чтобы потребители отличали нашу продукцию от других, поэтому будем продавать свежие помидоры под собственным брендом “Томатоф”«, — рассказывает Вячеслав Зыков. Любопытно: бороться с невкусным импортом в агрохолдинге хотят с помощью иностранных же сортов, поскольку российские не обеспечивают нужной урожайности.

Вся продукция «Волжского» пойдет в Поволжье. «Мы видим много импортных овощей во всех регионах, поэтому без труда все реализуем на месте производства и у нас не будет больших затрат на логистику», — говорит г-н Зыков.

Успех импортозамещения во многом будет зависеть от цен на выращенную продукцию, которые г-н Зыков планирует держать ниже, чем у импортеров. «Себестоимость импортных томатов в среднем — порядка 60 рублей, а мы подсчитали, что с внедрением наших новых технологий, когда подойдем к большому объему, то сможем добиться себестоимости 30–35 рублей за килограмм», — утверждает он.

В компании перечисляют целый ряд ноу-хау, за счет которых возможно снижение себестоимости производства. «Потолки в наших теплицах будут выше, чем в традиционных, растения будут иметь больше возможности для роста, урожайность повысится», — рассказывает консультант проекта генеральный директор компании «ПФ-Агрогрупп» Владимир Пфаненштиль. По его словам, по сравнению со старыми комплексами «Волжский» сможет снизить расходы на воду на 30%: использованный питательный раствор для растений после обеззараживания ультрафиолетовыми лучами снова пойдет на полив.

Но самое главное, на что делается расчет в снижении затрат, — энергоэффективная котельная, которую планируется построить для обеспечения комбината. Обычно в таких производствах, как у «Волжского», себестоимость затрат на производство на 60% состоит из расходов на электроэнергию. «Эти затраты можно снизить до 25 процентов — себестоимость электроэнергии с собственной котельной будет почти в четыре раза дешевле, чем если покупать ее у госкомпаний», — говорит Владимир Пфаненштиль. Так, например, экономят в Татарстане в агрокомплексе «Майский», где год назад открыли собственную котельную.

Чем хороша гидропоника

К гидропонике, которую будут применять в «Волжском», аграрии относятся скептически. Целый ряд специалистов считают, что эта технология — больше дань моде, если учесть, что в России много пустующих земель. Родина гидропоники — Япония с ее дефицитом территорий. Особенно активно гидропонику японцы развивают сейчас, после Фукусимы: создаются фитотроны — огромные закрытые комплексы для выращивания зелени.

По мнению аграриев, традиционная (проточная) гидропоника — очень затратная технология: всё, что находится у растения в земле, будет в воде. К тому же овощи, выращенные с помощью проточной гидропоники, менее вкусные — растениям невозможно дать полноценное питание, и они становятся рыхлыми.

В «Волжском» будут применять малообъемную гидропонику на специальном субстрате — это более совершенная технология по сравнению с проточной, а также с традиционными грунтовыми теплицами. «В советское время овощи выращивались круглогодично в стеклянных теплицах, как правило, на натуральных грунтах. Хотя в закрытых помещениях почва — это накопитель вредных веществ, болезней и вредителей. Поэтому сегодня, чтобы снизить затраты на борьбу с ними, гораздо эффективнее использовать малообъемные грунты, где вместо почвы — торфяные, кокосовые субстраты или минеральная вата», — рассказывает Виктор Семенов.

Первой в России применять малообъемную гидропонику стала компания «Белая Дача», и она же первой от нее отказалась. «Мы отказались от большинства теплиц потому, что посчитали качество наших продуктов недостаточным, чтобы их можно было назвать витаминными, а стоимость, к примеру, рукколы, которую мы выращивали в Подмосковье, была в три раза дороже, чем ее, самую дорогую, можно купить в Италии», — рассказывает г-н Семенов. В астоящее время «Белая Дача» большую часть своих заказов размещает по аутсорсингу — в Татарстане, Липецке, Ростовской области, на Кубани, — причем старается выращивать как можно больше в открытом грунте.

Волгоградский район входит в пятую световую зону и считается территорией перспективного земледелия, и, хотя он отстает от Краснодарского края, входящего в шестую световую зону, тем, что имеет достаточно континентальный климат, жесткие лето и зиму, все равно организовывать предприятие лучше там, чем в Архангельской области, где совсем мало света. Кроме того, развитию «Волжского» будет способствовать близость к Волгограду (25 км), который является большим транспортным узлом юга страны и Поволжья.

Имя | Name

ok

Поиск на Upakovano.ru

Поиск на сайте upakovano.ru является универсальным и осуществляется по всем разделам сайта, качество выдачи результатов поиска прямо зависит от введенных ключевых слов.

Использование только одного слова или общих слов может привести к излишнему количеству документов, в таких случаях нужно использовать уточняющие ключевые слова.

Для повышения релевантности результатов поиска можно также использовать исключающие слова.

При формировании поискового запроса возможно использование языка запросов.

Обычно запрос представляет из себя просто одно или несколько слов, например: “свежая рыба треска” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются все слова запроса.

Логические операторы позволяют строить более сложные запросы, например: “свежая рыба или пылесос” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются либо слова “свежая” и “рыба”, либо слово “пылесос”.

“Свежая рыба не скумбрия” — по такому запросу находится информация, в которой встречаются слова “свежая” и “рыба” и не встречается слово “скумбрия”.

Вы можете использовать скобки для построения более сложных запросов.

Логические операторы.

Оператор “и”

Синонимы оператора “и”:

And
&
+

Подразумевается, что оператор “и” можно опускать: например, запрос “свежая рыба” полностью эквивалентен запросу “свежая” и “рыба”.

Оператор “или”

Синонимы оператора “или”:

Or
|

Оператор логическое «или» позволяет искать элементы, содержащие хотя бы один из операндов.

Оператор “Не”

Синонимы оператора “Не”:

Not
~

Оператор логическое «не» ограничивает поиск товарами, не содержащими слово, указанное после оператора.

Оператор ( )

Круглые скобки задают порядок действия логических операторов. При формировании строки запроса убедитесь, что для каждой открывающейся скобки есть парная скобка закрывающаяся.

Оператор " "

Поиск точной фразы. Обычно используется для поиска цитат.